Современный взгляд на интертекстуальность


Гашимов Эльчин Айдынович

Поветьева Елена Викторовна

«Цитата — не есть выписка.

Цитата есть цикада — неумолкаемость ей свойственна»

О. Мандельштам

Интертекстуальность принято рассматривать как ключевое понятие постмодернизма. Данное утверждение можно встретить в работах И. Кристенсен, А. Линдсей, Р. Скоулз, Дж. О. Старк, П. Тобина, X. Циглер, М.Ф. Шульц, Ф. Джеймисона, Ж. Женетт, И.П. Ильина, В.П. Руднева и др. теоретиков постмодернизма. Справедливо ли это?

Термин интертекстуальность рассматривался в 60-х годах 20 века для обозначения общего свойства текстов, выражающегося в наличии между ними связей, благодаря которым тексты (или их части) могут многими разнообразными способами явно или неявно ссылаться друг на друга. Интертекстуальность – это продуктивность в динамике, его взаимопроникновение и субъективное (через язык и письмо) рождение одного текста через бесконечное множество других. В постмодернизме понятие диалогизма, введённое ещё Бахтиным в 1975 году [1, 110] становится куда более буквальным и «осязаемым» феноменом.

Текст новой эры, «нулевых» и «десятых» это, прежде всего, «пост». Диалог в нём, безусловно, присутствует. Интернет как феномен существует уже более 35-ти лет. В последнее десятилетие исследованию различных жанров Интернет-коммуникации посвящается немало работ, как в России, так и за рубежом. Коммуникативное пространство Интернета стало и своеобразной жанропорождающей средой, которая способствует как более интенсивному развитию жанроведения в целом, так и возникновению новых жанров, свойственных только этой информационной среде, и появлению теории цифрового жанроведения.

В современной литературе и публицистике прослеживается одновременно и тенденция к актуализации авторской точки зрения и самовыражения, и максимальное вуалирование своей субъективности как реализация претензии на объективность изложения, для чего и используется прием игры с прецедентными феноменами. Именно ситуация «текст в тексте» демонстрирует интертекстуальное растворение суверенной субъективности человека в текстах-сознаниях, составляющих «великий интертекст» культурной традиции» [4, 114].

Что такое современный интернет-дискурс? Самый подвижный, множащийся, обширный и активный – пост/репост, твит/ретвит, цитировать твит + добавить коментарий, цитировать твит и комментарий + добавить новый комментарий, развернуть ветвь дискуссии, добавить комментарий к дискуссии. Интертекстуальность в блогосфере в частности и в Интернет-дискурсе в целом - одна из основополагающих характеристик.

Неудивительно, ведь интернет порождает жанры так же быстро, как и уничтожает их: бумажные жанры (pdf – файлы, как правило, научные статьи и учебники, художественная литература) являются относительно стабильными в своём оформлении и не подразумевают вмешательства в текст. Помимо них существуют более любопытные с точки зрения интертекстуальности жанры дигитальных, сетевых и гибридных форм: чат, форум, инстантмессэнджер, блоггинг.

Блог (англ. blog, от weblog — интернет-журнал событий, интернет-дневник, онлайн-дневник) — веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи (посты), содержащие текст, изображения или мультимедиа. Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в комментарии к блогозаписи или своих блогах). Для блогов характерна возможность публикации отзывов (комментариев) посетителями. Она делает блоги средой сетевого общения, имеющей ряд преимуществ перед электронной почтой, группами новостей, веб-форумами и чатами. Под блогами также понимаются персональные сайты, которые состоят в основном из личных записей владельца блога и комментариев пользователей к этим записям [2, 98].

Из блога родился Twitter. Гибридный жанр твиттинга можно назвать, пожалуй, одним из самых ярких интертекстуальных явлений последних 5-6 лет (с 2006). Жанрообразующая характеристика Твиттера – это лаконичность.

Что характеризует Твиттер как сферу обладающую свойством интертекстуальности?

На принципиально новом, самом буквальном уровне интертекстуальность проявляется в блогосфере блоггинга и твиттинга проявляется через репост и ретвит. Репост может производиться в рамках одного блогосервиса (например, одного ЖЖ-юзера другим) или разных сайтов. Он может происходить в разных временных рамках (чаще всего он делается в течение суток после публикации оригинального поста, но может делаться и через несколько лет). Обычно репост должен содержать гиперссылку на оригинальный пост, в противном случае, его нарушение противоречит авторским правам написавшего его блоггера. Он может быть ручным или автоматизированным (например, кнопку для репоста позволяет включать в свои записи Живой Журнал).

Обычно, репост и ретвит делается с целью поддержать блоггера и распространить важную по мнению совершающего репост информацию (иным методом реализации данного является написание краткого содержания поста своими словами и дача ссылки на исходный пост). Большое количество репостов может позволить вывести блогозапись в топ.

Репост сообщения в Твиттере делается при помощи специального механизма сервиса и называется ретвитом. При этом ретвит может быть либо ручным, либо автоматическим (во втором случае при удалении исходного сообщения пропадают и все его ретвиты). Размещение своего поста сразу в нескольких блогах именуется кросспостингом.

Таким образом, общение в блогосфере, а особенно в Твиттере, зачастую происходит в виде непрерывного перемежения цитат.

Ретвит и репост могут функционировать как цитата, подчёркивающая:

  • Иронию

  • Согласие

  • Аргумент/контраргумент

  • Комментарий к иллюстрации

  • Иллюстрацию к собственному состоянию

Например,

Твит @А: «День у меня сегодня был так себе».

Ответ @B на твит @A: ««День у меня сегодня был так себе», @A, сочувствую».

Ретвит @С на твит @A: «Твит @А: «День у меня сегодня был так себе»».

Использование цитаты @А (ирония): «Как сказал сегодня серебряный призер @A, получив медаль: «День у меня сегодня был так себеJ»».

Твит @D – использование цитаты@А (согласие): «Присоединяясь к @A, хочу заметить: «День у меня сегодня был так себе»».

Твит @E – использование цитаты @А (иллюстрация к собственному состоянию): «Сломал ногу! Как говорит @A: «День у меня сегодня был так себе»».

Довольно любопытно, что функции интертекста (см. функции языка по Якобсону) в репосте и ретвите остаются неизменными:

  1. Экспрессивная функция: твит и пост, равно как и ретвит и репост призваны быть актуальными и злободневными хотя бы в рамках небольшой группы людей;

  2. Апеллятивная функция: твит/ретвит, пост/репост как правило посвящены одному человеку или определённой группе людей (хотя и видны открытому количеству пользователей), призваны привлечь его внимание, побудить к какой-либо реакции, ответу;

  3. Поэтическая функция: твит/ретвит, пост/репост должны привлекать внимание читателей. Это не могут быть личные заметки (купить хлеб, отправить письмо). Эти сообщения призваны либо найти отклик, либо проинформировать читателей о чём-либо;

  4. Референтивная функция: твит/ретвит, пост/репост это передача информации о внешнем мире. Как правило, эта информация несёт в себе отсылку на другие тексты, людей, сообщения и цитаты;

  5. Метатекстовая функция: ретвита/репост всегда оставляет для читателя

альтернативу: либо продолжать чтение данного автора, либо – для более глубокого понимания данного репоста/ретвита – обратиться к ресурсу первоначального автора.

Тем не менее, цитатность нового постмодернизма «десятых»

представляется нам принципиально новым феноменом – интертекстуальность становится почти стопроцентно авторской, референции можно легко отследить, развернув дискуссии и ветки обсуждений, а так же перейти по ссылке на автора-отправителя.



«– Это цитата? – спросил я его.

– Разумеется. Кроме цитат нам ничего не осталось. Наш язык –

система цитат»

Хорхе Луис Борхес


Литература


1. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975. — 504 с.

2. Волохонский В. Л. Психологические механизмы и основания классификации блогов// Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet. Блоги: новая реальность. / Под ред. Волохонского В. Л., Зайцевой Ю. Е., Соколова М. М. СПб.:Издательство СПбГУ, 2006. – 112 c.

3. Горошко Е.И. Интернет-жанр и функционирование языка в Интернете: попытка рефлексии / Е.И. Горошко // Жанры речи. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. - Выпуск 6 «Жанр и язык». - C.11-127.

4. Ильин И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм / И. П. Ильин — М.:Интрада, 1996. — 256 с.

5. Компанцева, Л. Ф. Интернет-комммуникация: когнитивно-прагматический и лингвокультурологичкий аспекты / Л. Ф. Компанцева. - Луганск: Знание, 2007. - 444 с.

6. Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики / Составитель, отв. редактор Г.К. Косиков. Перевод с французского Г.К. Косикова и Б.П. Нарумова. - М., РОССПЭН, 2004. – 341 c.

7. Проблема речевых жанров. // Бахтин М.М. Собр. соч. – М.: Русские словари, 1996. – Т.5: Работы 1940-1960 гг. – С.159-206.

8. Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века. — М.: Аграф, 1997. – c. 345

9. Beaumont, Claudine. Twitter users send 50 million tweets per day // The Daily Telegraph. February 23, 2010.