Учебный текст как дорожная карта на уроках РКИ

 

 

 

                                                                                     АББАСОВА   С. А.

                                                   Учитель - методист школы № 95

                                                                          М.В. ГУСЕЙНОВА

                                          кандидат педагогических наук, доцент

                                               Бакинский славянский университет

 

 

 

Ключевые слова: чтение, приемы обучения, учебный текст, творческий подход.

Açar sözlər:oxu, təlim üsulları, tədris mətni, yaradıcı yanaşma.

Key words:reading, training methods, training text, innovation.

 

Одна из главных задач, стоящая перед учителем – научить ученика читать, а это значит, мыслить и рассуждать, извлекать из чтения ценную, полезную информацию, всесторонне развивать ученика, формировать его интеллектуальные способности. Чтение – это  показатель культуры, мышления, интеллекта   человека.

         Уверенное владение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в учении. Полноценный навык чтения - это база для дальнейшего обучения по всем другим школьным предметам.

        Чтение одно из важнейших средств формирования личности, это  основной источник получения информации и даже способ общения.  Чтение одновременно является  и предметом  и средством обучения.

        Являясь по своей   природе коммуникативной деятельностью, чтение  обладает большой познавательной ценностью и реализует все три основные цели обучения: практическую, образовательную и воспитательную.

        Однако читательские навыки сегодняшних школьников вызывают серьёзную тревогу и у педагогов, и у родителей. Снижение интереса современных школьников к чтению становится серьёзной культурной проблемой. 

Обучение грамоте в школах с азербайджанским языком обучения начинается с третьего класса (школы пилотного проекта), а в школах, в которых русский язык изучался как второй иностранный – с пятого класса. У ребенка  к этому времени сформировался навык чтения на родном языке. Дети довольно быстро постигают второй алфавит, а навыки чтения переносят на русский язык. Детские психологи считают что маленькие дети быстрее осваивают чтение. И чем раньше ребенок начинает читать, тем грамотнее он пишет.

Авторы учебного пособия «Учимся учить детей русскому языку» А.А. Акишина, Т.Е. Акишин на вопрос : «Что значит « понять текст» ? отвечают так:  «Понять текст – это : прочитать, понять, усвоить, продумать, оценить. Необходимо научится выделять в тексте ключевые слова, прогнозировать текст, понимая его композицию, деление на части, на абзацы». Мы думаем, что это и есть дорожная карта, по которой будут двигаться учитель и ученики. Если в начале работы над текстом (4-5 классы) учитель развивает внимание учащихся, умение читать и понимать прочитанное,  развивает технику чтения  то на продвинутых этапах (6-11 классы) при работе с текстом ставятся такие цели: развивать творческие способности учеников; умение размышлять над прочитанным; отвечать на вопросы, аргументируя свое мнение; развивать способность воспринимать, понимать, анализировать текст, делать выводы; формировать у учащихся умение самостоятельной работы с текстом ; развивать логическое мышление, умение давать характеристики героям произведения и т. д.

Восприятие содержания текста проходят по – разному. С целью знакомства с текстом могут быть использованы такие приемы как: 1) чтение текста учителем (или прослушивание в виде медиа файла); 2) чтение текста про себя учениками; 3) параллельное прослушивание текста и чтение про себя. Какой из перечисленных приемов выбрать  будет зависеть от конкретных условий: сложности текста, подготовленности класса к тому или иному способу  восприятия. Во всех случаях важно, чтобы была дана установка, нацеливающая на активное восприятие содержания (например: «Сформулируйте тему, основную мысль текста», «В каком предложении заключена основная мысль текста?», «Почему текст назван …?», «Раскрывает ли заголовок тему текста?», «Как еще можно озаглавить текст?» и т. д.). Эти приемы работы имеют особое значение в формировании умений в таких видах речевой деятельности как «слушание» и «чтение».

Чтобы говорить, читать на иностранном языке, надо знать лексику этого языка и правила употребления слов «В зависимости от характера речевой деятельности различают активный и пассивный лексический минимум. В активный словарь входят слова, которые учащиеся должны употреблять в устной речи, при чтении учебного текста для выражения своих мыслей. Пассивный словарь составляет слова, которые учащиеся должны понимать при чтении и слушании иноязычной речи».

При проведении работы над словом учителю необходимо уточнить количество вводимых новых слов и частотность их употребления. Желательно вести систематический поурочный учет новой лексики  с целью проверки знания слов и степени владения ими учащимися.

После проведения словарной работы проводится беседа по содержанию текста с целью глубже понять текст как тематическое и смысловое целое. А это значит понять коммуникативную установку автора, определить тему и основную мысль, выяснить, какие факты являются главными. Ученик должен обосновать свое отношение к прочитанному (Эта работа проводится на этапе  «Исследование проблемы»).

Среди приемов работы с текстом составление плана занимает особое место. Составление плана – это и самостоятельная речевая деятельность, обучение которой начинается в начальной (IV класс) и продолжается в средней школе, это и средство лучшего осмысления, запоминания текста и организация его воспроизведения. План способствует совершенствованию речи учащихся. Составление плана предполагает выполнение ряда интеллектуальных действий: деление текста на смысловые части, определение темы и главной мысли каждой части, словесной формулировки каждого пункта плана, оформление плана. В ходе обучения учащиеся составляют разные типы планов – простые и сложные, цитатные, в форме повествовательных и вопросительных предложений.

Мощным инструментом для развития и усовершенствования мышления учащихся являются письменные работы. После проведенной работы над прочитанным текстом учащимся можно предложить написать пятиминутное эссе. Этот вид письменного задания применяется в конце урока, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изучаемой теме. Конкретно учащихся просят выполнить следующие два задания: написать, что они узнали по данной теме и задать один вопрос, на который они не получили ответа.

Работа по развитию речи на уроках РКИ, по нашему мнению, должна проводится по трем взаимосвязанным направлениям: обогащение словарного запаса, овладение нормами литературного языка, формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.

 Когда мы говорим о современных подходах к уроку, мы имеем в виду группу технологий развивающего обучения, которая включает технологию коммуникативно – диалоговой деятельности. Она требует от учителя творческого подхода к организации учебного процесса, владения приемами эвристической беседы, умений вести дискуссию с классом и создавать условия для возникновения дискуссий между школьниками.

Одним из важнейших условий обеспечения эффективности процесса обучения чтению  является способность учителя правильно выбрать и рационально применить оптимальный для данной ситуации метод обучения. Какие стратегии (методы и приемы) активного урока целесообразно применить на уроках РКИ   работая с учебным текстом? Это и «Мозговой штурм», «Инсерт», «Синквэйн»,«Целенаправленное чтение», «чтение по цепочке или по ролям», «Дерево решений» и т.д.

«ИНСЕРТ» – интерактивная система пометок для эффективного чтения и мышления. С помощью этих пометок необходимо отразить свое представление об информации в целом.

 

 

 

 

          Эта таблица заполняется учениками  индивидуально после чтения текста с использованием пометок, позволяет систематизировать всю старую и новую информацию.

Не обязательно помечать каждую строчку. С помощью этих пометок необходимо отразить свое представление об информации в целом. Количество знаков учитель может выбирать в зависимости от возраста учащихся.  Образец применения приема«ИНСЕРТ»(текст «Архитектор будущего»  учебник Русский язык для 10-го класса).

 

 

         Способность резюмировать информацию, излагать идеи, мысли в нескольких словах – важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии.

«СИНКВЭЙН»  - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово «Синквэйн» происходит от французского слова, которое означает пять. Таким образом, Синквэйн- это стихотворение, состоящее из пяти строк. Правила написания Синквэйна следующие:

  1. в первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным);

2) вторая строчка - описание  темы в двух словах (двумя прилагательными);

3) третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами;

  1. четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме;

  2. последняя строчка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Образец «СИНКВЭЙНА» к уроку 19 «Жизнь, отданная народу» (8 класс).

  1. Лидер.

  2. Всенародный, общенациональный.

  3. Работал, создавал, посвятил.

  4. Г. Алиев посвятил жизнь народу.

  5. Личность.

          Суть приема «Целенаправленное чтение» (чтением с прогнозом)заключается в том, что информация «подается» порционно.  Текст читается  с остановками. Остановки необходимо делать на самых интересных или неожиданных моментах. После каждой полученной информации проводится анализ прочитанного. Учитель задает ученикам вопросы,  которые прогнозируют  дальнейший ход  событий. Это помогает им  обеспечивать глубокое понимание и анализ текста. Данный метод активизирует внимание учащихся в процессе чтения. Он даёт возможность развивать в учениках заинтересованных, вдумчивых, размышляющих читателей.

            Образец приема «целенаправленное чтение» к уроку 27 «Дружба» (5 класс)

          1. Прочитайте отрывок стихотворения.  Стихотворение можно разделить на 4 отрывка.

         Дружба -  это тёплый ветер,

 Дружба -  это светлый мир,

 Дружба -   солнце на рассвете,

 Для души весёлый пир...

 После чтения каждого отрывка ученики отвечают  на  вопросы учителя:

  1. Почему автор называет дружбу тёплым ветром, светлым миром?

  2. Как вы понимаете слово «дружба»?

  3. Кого мы можем назвать другом? Напишите свои высказывания:

Друг–книга, друг – мама, …

            4)  Что такое настоящая дружба?

            5) Каким  должен быть друг?

         -  Заполните схему по одному самому главному слову(добрый, верный, надёжный, помощник…), без которого дружба состояться не может.

 

 

 

                                                                              

6) А у вас есть  настоящие друзья? А вы можете объяснить, почему свои отношения вы называете дружбой?

         Задание. Продолжите фразу:

   Я дружу с _____,  потому что……

         Задание.Дополните пословицу, используя слова для справок.

•        Не имей сто рублей, а имей…

•        Человек без друзей, что дерево …

•        Друга ищи, а найдёшь…-

•        Дерево живёт корнями, а человек …

•        Дружба не гриб, в лесу …

•        Друг лучше старый, а платье …     

          Слова для справок: сто друзей, без корней,  береги, друзьями, не найдёшь, новое.

К сожалению, работе с учебным текстом на уроках РКИ в настоящее время уделяется явно недостаточно внимания, текст далеко не всегда читается на уро-ке(оставляется для работы дома); не всегда проверяется степень понимания прочитанного текста; от учащихся редко требуют связного воспроизведение текста.

С текстом учебника ученик должен работать прежде всего на уроке. Формированию у школьников умения читать учебный текст, осознавая и усваивая смысл прочитанного, соотносить прочитанное с усвоенным ранее – процесс длительный. И только с помощью учителя ученик сможет приобщится к настоящему интеллектуальному труду, каким является чтение текста.

 

 

 

Литература

  1. Акишина А.А., Акишина П.Е. Учимся учить детей по русскому языку. Учебное пособие. М., 2017.

  2. Вейсова З. Как выбрать активный метод для урока. /Курикулум, 2012, №3.

  3. Пассов Е.И., Кибирева Л.В. Колларова Э. Концепция коммуникативного ычного образования: Санкт-Петербург, 2007.

  4. Хрестоматия по методике преподавания русского языка как иностранного. Методы. Приемы. Результаты, М., 2014.,

     

     

     

     

     

     

     

     

     

 

 

Xülasə

Tədris mətni xarici dil kimi rus dili dərslərində yol xəritəsi kimi

 

         Məqalədəxarici dil kimi rus dili dərslərində oxunun rolundan bəhs olunur. Oxu geniş idrak fəaliyyəti kimi insanın mədəniyyəti, təfəkkürü və intellektinin göstəricisi-dir. Oxu təliminin səmərəliyini təmin etməyin ən vacib şərti – müxtəlif təlim üsulu və metodların müəllim tərəfindən düzgün seçilməsidir.

 

 

 

Summary

Training text as a roadmap in Russian foreign language classes

 

The article deals with the role of reading in Russian foreign language classes. Reading has a great cognitive activity and it is an indicator of a culture of thinking and human intelligence. The most important condition for ensuring the effectiveness of the learning process for reading is the right choice by the teacher of the various teaching methods and techniques

 

Поделиться в Facebook
Поделиться в Twitter
Please reload