Виды письменных работ при обучении студентов-иностранцев научному стилю речи

 

C.Ш. Кулизаде, преподаватель

кафедры  «Языков» ПФ АГНА.

 

 

 

 

 

 

В практике преподавания русского языка как иностранного мало внимания уделяется роли письменной речи как одной из форм коммуникации. Такое  положение, на наш взгляд, нельзя считать положительным.

     Необходимость обучения студентов-иностранцев письменной речи вызывается не только тем, что по своим психологическим особенностям она представляет  довольно  сложный вид речевой деятельности, но и  тем,  что обучение ведётся  на русском языке, неродном для них, тогда как они должны  за короткий срок овладеть письменной речью,  как одной из форм коммуникации. Поэтому, выдвижение на первый план коммуникативной направленности  обучения языку не снимает задачу развития  у обучаемых   правильной письменной речи.

    Исследование лингвистических и психолингвистических основ методики преподавания русского языка иностранным гражданам уже имеет  довольно обширный материал,  способствующий выработке  умений и навыков  у студентов самостоятельно выражать свои мысли на русском языке. Однако  недостаточно развитие  умения навыки в письменной речи являются   препятствием  освоению избранной ими специальности.

      Сложность в обучении  письменной речи связаны также с психологическими  трудностьями.  Зачастую, сформировавшаяся личность, со сложившимся жизненным мировоззрением, обладающая умениями выполнять мыслительные операции, оказывается в  затруднительном   положении из-за слабой речевой подготовки (не умеет вести конспекты  лекции,  работать  с первоисточниками и т.д.);   что создаёт определенную

неуверенность  в себе.

      Развитие навыков письма и письменной речи требует  специального отбора и организации учебного материалам.

     В настоящей статье мы  рассмотриваем  некоторые виды письменных работ (конспект, составление плана, тезисы), которые могут существенно помочь при обучении студентов-иностранцев научному стилю речи.

    Как показывает опыт, эти виды письменных работ могут быть использованы  для развития у студентов – иностранцев дополнительных навыков, необходимых для конспектирования учебной литературы и  записи лекций. Это:

   а) навык использования языковых средств, встретившихся в тексте или речи лектора;

   б) навык сокращения слов и употребления условных обозначений;

   в) навык сокращения предложений;

   г) навык выделения и краткой записи главной,  ранее известной студентам информации;

  д) навык выделения и быстрой записи главной, но ранее неизвестной студентам  информации.

    Предлагаемые виды работ способствуют развитию навыков не только  письменной речи,  но и других видов речевой деятельности.

Например, обучение составлению разных видов плана.

     План как один из видов письменных работ, даёт возможность научить студентов последовательности изложения материала, выделению основного содержания текста, установлению взаимной связи между его частями. Кроме того, план помогает развить такие навыки, как навык сокращения предложений, навык использования  языковых средств,  встречающихся  в тексте или в речи преподавателя.

    Сначала студенты учатся составлять простой, а затем сложный план. Для этих целей  им предлагается ряд упражнений, обучающих трансформации вопросительных предложений в повествовательные и обратно,  простых двусоставных предложений в назывные.  Приведём несколько примеров.

   1.  Переобразовать данные предложения в назывные по образцу.

  Образец:  Из жидкого воздуха испаряется жидкий азот.  – Испарение жидкого азота из жидкого воздуха.

    2) Ответить на вопросы, заданные к каждому абзацу или тексту в целом;

    3)  Поставить вопросы /несколько или один  основной – к тексту/ и ответить на них;

    4) Сформулировать основную мысль каждого абзаца в виде назывного предложения;

   5) Озаглавить каждый абзац.

    Для этого сначала следует ознакомить  студентов с образцами простого и сложного плана, указать различие между ними по содержанию и оформлению.

    В качестве примера простого плана приведём план текста «Озон».

  

     План

  1.  Озон в природе.

  2.  Свойства озона.

  3.  Получение  озона в лаборатории.

  4.  Использование озона.

 

  Примером сложного плана может служить план текста «Аммиак».

                                                  

      План

   I. Физические свойства аммиака:

    1) состояние  (при обычных условиях,  при охлаждении);

    2) цвет

   3) запах;

    4)  вес

     5) растворимость (при обычных условиях, при нагревании)

 

 II. Химические свойства аммиака:

      1) взаимодействие с другими веществами;

      2) способность гореть в кислороде, в воздухе.

   III. Получение аммиака:

       1) в лаборатории;

       2) в промышленности

    IV. Применение аммиака;

       1) как исходного вещества;

       2) как удобрение;

       3) как средство  понижения температуры и т.д.

      Следующим видом работ для развития навыков письма и письменной речи, является конспект. Конспект позволяет выработать  у студентов навыки выделения и быстрой записи главной информации,  краткой её записи,  путём  сокращения слов и предложений.

      Существует целый ряд определений конспекта. Все они различны, но во всех этих определениях содержатся указания на краткость, связность, последовательность.

   Виды  конспектирования:

 а) по полноте содержания: подробный  и краткий

б) по форме:  текстуальный  и свободный.

     Подробный конспект должен содержать все основные  положения текста с более или менее полной аргументацией,  вместе с тем быть свободным от ненужных повторений, однотипных и второстепенных доказательств.

     После того как студенты научатся составлять подробный конспект,можно переходить к обучению составления краткого конспекта.

     В кратком конспекте содержится самая главная и, безусловно, новая для студентов информация. Формулировки в таком конспекте должны быть краткими, точными, без лишних слов.

    При составлении конспекта студентам приходится не только  сокращать при записи текст, но и проводить логический анализ и отбор  материала,  выдвигать главное,  делать выводы  и составлять  тезисы, которые выступают     как самостоятельный вид письменной речи.

     Тезисы позволяют развивать у студентов навыки выделения и краткой записи главной информации, сокращение слов и предложений, навык использования языковых средств, употребляемых   преподавателем, или прочитанных в учебнике.

     Использование тезисов даёт возможность сократить объём записей и содействует  развитию логического мышления, так как требует не только нахождения в тексте главной мысли, сформулированной  автором,  но и умения самостоятельно делать вывод, кратко и чётко выражать своими словами сущность прочитанного или услышанного.

 На последующих этапах студентам предлагается самостоятельно составить простые и сложные тезисы одной и той же статьи.

  а) простые тезисы - тезисы с опущенными доказательствами

  б) сложные тезисы – тезисы с основными доказательствами.

 В качестве примера приведём логический анализ первого абзаца текста «Кремний и его соединения».

 1. После кислорода кремний - самый распространенный элемент в природе (тезис, т.е. основное положение абзаца).

 2. Кремний  составляет примерно ¼  веса земной коры и играет такую же важную роль в неживой природе,  какую играет углерод в живой природе.

  3. В отличие от углерода кремний не встречается в природе  в свободном  состоянии. Многочисленные  соединения его  образуют громадное  количество горных  пород и минералов. Песок и глина, образующие минеральную часть почвы, также являются соединениями кремния

 (привести доказательство). 

   Самый  надёжный путь к достижению  цели нам видится в использовании   связного текста, как основной единицы обучения.

    При подборе текстов для работы по развитию навыков конспектирования учебной литературы и записи текста мы исходим из следующих  требований:

    1.Тексты должны быть фабульными и содержать материал, известный студентам.

  2. Грамматические конструкции  должны быть знакомы студентам.

  3. Объём текстов следует  увеличивать постепенно.

  4.Тексты должны отличаться  логической  последовательностью в  изложении  мыслей, композиционной  чёткостью. 

  5. Элемент новизны, как в  содержании, так и в форме выражения мысли вводится постепенно. 

     Преподаватель может существенно помочь  студенту – иностранцу устранять  трудности,  если  будет последовательно  развивать  языковую догадку, умение предвосхищать последующее содержание речи.

      И устная и письменная формы речи тесно взаимосвязаны, постоянно проникают друг в друга. Вместе с тем следует учитывать и конкретные их  отличия устной речи от письменной как в психологическом, и в лингвистическом планах. Например, к слуховым  речедвигательным  связям,   с помощью которых осуществляется устная речь, при письме добавляются ещё зрительно – слуховые и речедвигательно – моторно – графические связи. 

    Одним из обстоятельств, усложняющих акт письменной речи,  является отсутствие ситуации или адресата. Если при устном общении что-то может быть недосказано или вовсе опущено, то на письме мысль должна быть максимально развернутой  и ясной.

    При составлении письменного текста, должно быть  предварительное планирование того, что  будет написано, т.е. должна работать внутренняя речь, которая  объединяет внешнюю речь с мышлением. При этом мы наблюдаем существенные  различия в синхронности  внешней речи и внутренней.

     При устном общении, в сознании  говорящего   и внутренняя и внешняя формы речи  происходят одновременно, а при письме внутренняя речь значительно  опережает  внешнюю.

   Весь процесс обучения студентов – иностранцев на подготовительных  факультетах должен представлять органический сплав грамматики,   логики и методики, а развитие навыков письма и письменной речи при обучении  научному стилю является одним из условий овладения  специальностью.

 

 

 

 

1)  Список    литературы

 

   Методическое руководство к пособиям по научному стилю речи.

  Аудирование – Л.М. Верещагина  В.А. Давыдов, Т.И. Капитонова издательство «Русский язык» - 1989 г.

  Научный стиль речи:   Проблемы обучения – О.Д. Митрофанова -1989 г.

Методические указания – Т.Е. Акишина, Н.Н. Алексеева 1986 г. 

 

 

2)  Ключевые слова

 

Коммуникативная направленность

Письмо и письменная речь

Речевая деятельность

Текстуальный конспект

Свободный конспект

Внутренняя речь

Внешняя речь

 

 

 

 

 

Поделиться в Facebook
Поделиться в Twitter
Please reload