Развитие творческих умений неподготовленной речи


Г.И.Халилова,

преподаватель кафедры языка и литературы

Национальной Академии Авиации

Развитие навыков и творческих умений неподготовленной речи является одной из основных целей обучения иноязычных студентов.

На самом начальном этапе преподавания следует развивать творческое мышление на изучаемом языке.

Систематическую работу по развитию творческих мыслительных умений неподготовленной речи необходимо вести с первых дней обучения русскому языку как иностранному. Обучение должно проходить на коммуникатовно – ценных речевых единицах, отражать связи этих единиц в реальном непринужденном общении.

Неподготовленная речь предполагает, что умения и навыки использования языкового материала необходимо довести до такого уровня, чтобы можно было осуществлять речевые коммуникации. Умение непринужденного общения на иностранном языке в естественных ситуациях – один из показателей качества владения языком.

Спонтанное общение на уроке возникает, когда учебная ситуация переходит в естественную. Его содержание не всегда предсказуемо Такое общение имеет особенности перехода от одной темы к другой, мобилизации речемыслительных резервов. Студенты используют незнакомые или забытые слова, малознакомую или недостаточно усвоенную грамматикиу. Основное внимание учащихся в процессе неподготовленной речи концентрируется на содержании, которое он должен выразить с помощью иностранного языка.

Обучающимся могут предлагаться упражнения в неподготовленной речи без внешних опор. Для этого создаются ситуации, мотивирующие высказывания. На данной стадии преполагается наличие свободного общения учащихся, которые будут использовать готовые разговорные фразы и закреплять уже отработанные лексические единицы.

Поскольку основная деятельность урока – речевая, то целью является: настроить учащихся на готовность общаться, Именно на этом этапе урока можно отойти от изучаемой по учебным пособиям темы и поговорить о чем-то другом.

Следует отметить, что ни в коей мере недопустимо исправление ошибок на этом этапе, так как ошибки в условиях коммуникации не только возможны, но и нормальны. Разговорная грамматика допускает определенные отклонения от грамматики письменной речи. Здесь могут наблюдаться неправильные конструкции односоставных предложений без подлежащего, неоконченные фразы, неуверенность, колебания. Важно, чтобы учащиеся не боялись высказываться на уроке, не боялись ошибиться.

Учащиеся должны максимально отвлечься от осознанной учебной активности. В противном случае спонтанность говорения и восприятия нарушается. Исправление ошибок и их анализ лучше перенести на другое время.

Занятия по развитию неподготовленной речи целесообразно проводить в двух направлениях:

а) развитие самостоятельности высказывания,

в) развитие спонтанного неподготовленного во времени высказывания.

Эффективными видами работы для развития самостоятельности высказывания являются:

1.Работа по развитию умения критически оценивать информацию.

Большую роль на уроках по развитию неподготовленной речи на начальном этапе играет выбор тем для беседы, так как только интересная для студента тема вызовет у него желание думать, говорить, спорить. Преподаватель может предложить студентам оценить содержание текста и высказать свое мнение. Материалы для работы должны быть подобраны с учетом следующих критериев:

а) достаточная степень информативности,

б) сюжетность

в) эмоциональность,

г) соответствие уровню лексических знаний студента.

Работа по вышеуказанным направлениям систематически проводится на начальном этапе в иноязычных группах и оказывает большую помощь для дальнейшего обучения. Нужно отметить, что при этом не только обогощается лексический запас учащихся, но и развиваются навыки аудирования.

Постепенно следует расширять границы темы, дополняя её обращениями к личному опыту студентов, к их пониманию сути происходящего. Преподаватель расширяет беседу вопросами, переводит разговор на такой уровень, когда изученная информация нужна для применения. Учащиеся получают возможность внести свои личные оценки в изученное, подобрать дополнительный материал, вспомнить когда-то изученные фразы согласия – несогласия, разговорные клише, фразы этикета и т.д.

Также можно предложить игру – ассоциацию. Например, пройдя несколько текстов о знаменитых людях, преподаватель произносит имя одного из них, а учащиеся должны высказать свои ассоциации, связанные с ним.

2. Тренировать студентов в умениях извлечь максимум информации из различных учебных материалов.

В беседе со студентами следует использовать так называемые почему-вопросы. Этот прием способствует развитию умений устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы на изучаемом языке. Этот прием также хорошо подготавливает студентов к постепенному переходу к дискуссиям.

Особое место на занятиях занимает работа с иллюстративным материалом (картинками, фотографиями из журналов и газет).

Студенты должны максимально использовать каждую деталь иллюстрации или сюжета рассказа и из частной посылки сделать общие выводы. При проведении таких уроков, преподаватель каждый раз спрашивает студентов: « О чем говорит та или иная деталь, что помогает лучше понять картину?»

Чем больше предположений выскажет студент, тем большие возможности для развития мышления и активизации лексико-гамматических форм это даст.

3. Вырабатывать у студентов умение развивать мысль, варьировать, дополнять, фантазировать. Преподаватель может предложить студенту закончить рассказ одной или двумя фразами.

Интересен прием эффекта участия. Берется какая-либо картина. ( К этому времени студенты уже знакомы с формами винительного и предложного падежа и некоторыми инфинитивными конструкциями, имеют небольшой запас глаголов, наречий и прилагательных. Преподаватель предлагает студентам вообразить, что они находятся в том месте, которое изображено на картине. Студенты должны на известном им лексико-грамматическом материале рассказать о том, что они видят и слышат вокруг, что они делают, как они отдыхают, что они будут потом вспоминать.

При использовании приема с «эффектом участия» студенты получают разнообразные возможности для активизации и выражения своих мыслей, чувств и впечатлений. Во время работы по картине с применением «эффекта участия» наблюдается активное использование изученной лексики, введение и быстрое усвоение новой.

Активно проходят уроки с применением приемов переноса места, времени действия, с изменением профессий действующих лиц, а значит иногда и окончания рассказа. Для такой работы желательно использовать рассказы юмористического плана. Шутка позволяет снять напряжение, устраняет барьеры страха и неуверенности.

Перечисленные выше приемы работы обычно применяются на более позднем этапе, когда студенты обладают большим объемом лексико-грамматического материала. Но вопреки этому, именно в использовании этих приемов с первых уроков для развития элементов творческого самостоятельного мышления на изучаемом языке и есть залог успешного овладения неподготовленной речью.

Чтобы добиться более успешного перехода от подготовленного несамостоятельного высказывания к неподготовленному самостоятельному, следует предварительно проводить работу, развивающую умение составлять свое самостоятельное, но на первом этапе подготовленное во времени высказывание, основанное на речевом и жизненном опыте.

Тот факт, что студент может подготовить свое высказывание, сразу снимает большую долю напряжения, серьезную психологическую трудность на начальном этапе.

При проведении такого рода работы студентам предоставляется возможность сначала подготовить свое высказывание дома. Это может быть и рассказ по картинке и рассуждение на заданную тему. Такую работу можно проводить в аудитории, постепенно уменьшая количество времени, отводимого на подготовку (до двух-трех минут).

Если систематически проводить в группе такого рода работу на начальном этапе, студенты, боявшиеся немедленного ответа, уже сами смело говорят без подготовки во времени.

Работу по развитию неподготовленной речи студент не может провести самостоятельно. Уроки по развитию неподготовленной речи создают максимальные возможности для получения обратной связи. Именно на них присутствие преподавателя необходимо, как ведущего, помогающего.

Лучший вариант, если преподаватель является участником творческого процесса. Он сможет создать для студентов атмосферу, способствующую максимальной работе канала информации.

Учебные речевые ситуации ставят обучаемых в условия, приближенные к естественным, позволяют активизировать определенные грамматические структуры и лексику, способствуют высказыванию своих мыслей на иностранном языке. Обучение неподготовленной речи предусматривает апробирование учащимися выученных элементов и попытку говорения. На этом этапе учащиеся часто подсказывают друг другу слова, исправляют ошибки, задают уточняющие вопросы, соглашаются или не соглашаются.

Большое значение на таких уроках имеет педагогический такт преподавателя и его умение установить контакт с аудиторией. Правильная организация работы группы, создание благоприятной атмосферы решает проблему «языкового барьера». Главным является естественность и непринужденность, спонтанность говорящего и слушающего

Для преподавателя урок по развитию неподготовленной речи это то, к чему он долго и разносторонне должен готовить студентов. Для студентов работа по развитию неподготовленной речи должна незаметно вытекать из всей предыдущей работы и восприниматься как нечто само собой разумеющееся.



Литература


1. Федяевская Н.К. К вопросу о развитии творческих умений неподготовленной речи. - В сб.: Вопросы обучения русскому языку иностранцев на начальном этапе. Москва, 1976. 2. Кожанова Н.И. Структурно-семантические особенности современной устной разговорной речи в практике обучения русскому языку как иностранному - В сб.: Русский язык для студентов – иностранцев. Москва 1983. 3. Земская Е.А. Русская разговорная реччь: лингвистический анализ и проблемы обучения. Москва , 1979.