Восток и Запад в этнофилософии М.Аджи

 

Т.Э.Султанова,

младший научный сотрудник лаборатории

«Тюрко-славянские связи»

Бакинского славянского университета

 

 

 

 

В советский период возникли новые течения и направления в научной отрасли. Одним из направлений явилось понятие этнофилософии.

           Основателем  этнофилософии как научного направления был лингвист, этнограф, идеолог евразийства Н.С.Трубецкой. В своих работах он утверждал, что европейская культура не есть культура человечества, она представляет собой лишь продукт истории определенной этнической группы. Романо-германский Европоцентризм – это национально-культурный эгоцентризм, определяющий не только внутреннее содержание европейской культуры, но и обусловливающий ее экспанцию на другие культуры, что грозит им порабощением и гибелью [5, 5].

          В Европе существовало понятие Европоцентризма. Эгоцентризм был ярким выявлением этого понятия. Трубецкой суть эгоцентризма раскрывает так: «Человек с ярко выраженной эгоцентрической психологией бессознательно считает себя центром вселенной, венцом создания, лучшим, наиболее совершенным из всех существ.  Из двух других существ то, которое к нему ближе, более на него похоже, лучше, а то которое дальше отстоит от него, хуже. Поэтому всякая естественная группа существ, к которой этот человек принадлежит, признается им самой совершенной. Его семя, его сословие, его племя, его раса – лучше всех остальных, подобных им» [6, 7]. Идеи Трубецкого развивали его продолжатели Л.Гумилев, М.Аджи и т.д. В свою очередь одним из продолжателей школы Гумилева стал Мурад Аджи, который родился 9 декабря 1944 года в Москве. Писатель, публицист, автор серии популярных книг в жанре фолк-хистори, в которых изложена оригинальная гипотеза о тюркском «Великом переселении народов», зародившемся, по мнению автора, на Алтае исторической родине древних тюрков. Книги М. Аджи принесли ему известность, вызвав интерес в России и в некоторых тюркоязычных государствах. В начале 90-х годов исследователь участвовал в поездках в «горячие» точки, писал очерки о военных действиях на Кавказе. Тогда и зародился интерес учёного к новой теме, которая определила его последующую деятельность. Он заинтересовался историей своего народа – кумыков. В своих очерках М.Аджи сделал попытку изучения более далёкого прошлого этих народов. В 1996 году М.Аджи публикует статью в «Энциклопедии для детей, в которой излагает свои альтернативные взгляды на тенгрианство как древнюю религию тюрок-кыпчаков на их обряды и обычаи. Впервые увидевшая свет в 1999 году книга М.Аджи для школьников «Кипчаки. Древняя история тюрков и Великой Степи» была переиздана в Казахстане в 2006 году. А в её продолжении – «Кипчаки. Огузы. Средневековая история тюрков и Великой Степи» – изложена авторская гипотеза о становлении тюрков как народа на Алтае и их расселении по Евразии, о жизни и быте народа, о его духовной культуре, о предполагаемых автором следах Великого переселения в Индии и Персии, на Кавказе и Урале, в Византии и Риме, в Европе. В 2007 году по приглашению Верхневилюйской гимназии М.Аджи участвовал в Международной научно-практической конференции для учащихся и педагогов «Тюркология как фактор интеграции культур в формировании гражданского общества». Первые результаты своих исследований в области истории тюркских народов М.Аджи изложил в 1991 году на Международном симпозиуме «Право и этнос». В его докладе на примере кумыков рассматривались вопросы этногенеза древних тюрков, предполагаемая страна их обитания – Дешт-и-Кипчак, географические границы этой страны, государственное устройство и культура. Идеи доклада легли в основу книги «Мы – из рода половецкого!», за которую, по словам М.Аджи, автора уволили из редакции журнала «Вокруг света». После увольнения он продолжил изучение страны Дешт-и-Кипчак (Великой Степи, Половецкого поля), которая, по мнению учёного, была предшественницей Руси. Высказав гипотезу о Великом переселении народов, зародившемся на Алтае более 2000 лет назад, он проследил предполагаемые этапы переселения во времени и очертил их на географической карте. Автор пытался показать, как в итоге переселения и освоения новых территорий формировалась страна Дешт-и-Кипчак, территория которой в 1-м тысячелетии предположительно простиралась от Байкала до Атлантики и включала в себя значительную часть территории современной России. Результаты своих изысканий Аджи изложил в 1994 году в книге «Полынь Половецкого поля» Из родословной кумыков, карачаевцев, балкарцев, казаков, казахов, татар, чувашей, якутов, гагаузов, крымских татар, части русских, украинцев и других народов, ведущих свое начало от тюркского (кипчакского) корня и забывших его. По мнению М.Аджи, эти народы являются потомками тех, кто начал Великое переселение с Алтая более 2000 лет назад и на протяжении нескольких веков постепенно осваивал и заселял степную зону Евразийского континента. Название «Полынь Половецкого поля» само по себе символизировал тюркский мир. Автор под полынью понимал следующее: «Она – весть безмолвная, ныне забытая, нелюбимая, поруганная… » [2, 5]. Далее Мурад Аджи пишет: «Предки перед дальней дорогой вешали на шею кожаный мешочек со щепою полыни – на счастье. Ладанка для души» [2, 6]. Эта книга о белых пятнах и искажениях в истории России. Она рассказывает о степном народе – о кипчаках, о великом их полководце Аттиле, в V веке покорившем Европу, заставившем ее признать крест. Так начиналось становление тюркской культуры в Европе… Что же стало с Великой Степью, куда исчезла она? – размышляет автор и предлагает задуматься. Книга адресована русским, украинцам, казакам, татарам, другим народам, ведущим начало от тюркского корня и страдающим самой печальной в мире болезнью – уснувшей памятью. Как сказано в аннотации к 3-ему изданию книги, автор считает, что российская история, «вопреки принятому мнению началась вовсе не в IX веке, а много раньше». Бакинским Славянским университетом «Полынь Половецкого поля» была перечислена среди лучших произведений по тюркским языкам, литературам и истории, переведена на азербайджанский язык и издана в серии «Тюркология». После выхода «Полыни Половецкого поля» М.Аджи организует экспедицию, цель которой поиски могилы святого Георгия в Дагестане. По результатам экспедиции он пишет книгу «Тайна святого Георгия, или подаренное Тенгри: Из духовного наследия тюрков». В этой книге он пишет о становлении христианства на Кавказе и прослеживает его взаимосвязи с предполагаемой древней религией тюрков – тенгрианством. Исследование автора вызвало споры, не меньшие, чем «Полынь Половецкого поля». Аджи взялся за тему, на которую Зим наложил запрет 1500 лет назад – в 494 году. С тех пор, все написанное о святом Георгии, подвергали жесточайшей цензуре и политическому редактированию. Автор в своем произведении  попытался выяснить этот исторический случай. К сожалению, судьба самого загадочного святого, героя раннего средневековья не вызвала должного интереса в обществе, потому что отойти от официальной версии  духовенство не может, однако и опровергнуть истину оно не в состоянии. О могиле святого Георгия, обнаруженной Мурадом Аджи в Дагестане, были публикации в России, Канаде, Испании, а также в Казахстане. В 1998 году по результатам своих изысканий, изложенных в книгах «Полынь Половецкого поля», «Тайна святого Георгия, или подаренное Тенгри», Мурад Аджи делает доклад о тенгрианстве на Международном семинаре, посвящённом 100-летию М. О.Ауезова. В докладе он пытался опровергнуть устоявшийся тезис о том, что кипчаки-язычники, не знавшие монотеизма. По его концепции, жители страны Дешт-и-Кипчак исповедовали монотеистическое тенгрианство (веру в Бога Небесного – Тенгри), которое позднее дало начало другой монотеистической религии – христианству. В 1998 году в издательстве «Мысль» выходит книга М.Аджи «Европа. Тюрки. Великая Степь», продолжающая тему Великого переселения народов. Автор рассказывает свою версию социально-этнической истории Евразии, более детально описывает, как предположительно происходило освоение и заселение Степи. В 1998 году исследователь издаёт новую книгу под названием «Европа. Тюрки. Великая степь», в которой продолжает тему «Русь и Степь», пунктирно намеченную Львом Гумилевым. Выходя за ее рамки, М.Аджи доказывает, что истоки России – в Великом переселении народов и она начиналась намного раньше, чем утверждает «официальная» история. Тогда культура Великой степи распространялась по Евразийскому континенту – от Алтая до Атлантического океана, ее носителями были тюрки, вошедшие в мировую историю под разными именами: гунны, готы, кипчаки, половцы, германцы. М.Аджи ведет рассказ о европейской культуре, показывая, что корни ее на Алтае. Уже при Атилле каждый второй европеец говорил по-тюркски. Рим и Византия платили им дань. Автор по новому освещает малоизвестные факты истории. Спустя год автор обрадовал своих читателей новым произведением. Книга называлась «Кыпчаки. Древняя история тюрков и великой степи». Это книга была адресована как взрослым, так и школьникам. Обращаясь к читателям, автор в предисловии пишет: «Я долго пытался понять, почему же так малоизвестен тюркский мир. Случайно ли это?... Ни один язык не имеет столько оттенков и наречий (диалектов) как тюркский: кровь у людей одна, предки одни, история одна, а языки разные и сами народы получились разные. Почему?» [4, 5]. Повествование посвящено истории тюрков. Речь идет об их становлении как народа, о расселении по Евразии.  В этой книге автор утверждает, что первыми узнали о высокой культуре тюрков Индия и Персия. Потом Кавказ и Урал, Византия и Рим… Всюду остались следы Великого переселения народов II-V веков. Так, повествуя о малоизвестных событиях мировой истории,  автор будто открывает окно в пленительное прошлое России.  Красочные описания и легенды о жизни и быте древних тюрков, об их достижениях, победах и поражениях придают особый интерес этому произведению. Одним из интересных моментов в этой книге явилось то, что Мурад Аджи в этой книге несколько раз упоминает азербайджанцев. Особое внимание автор уделяет истоку мировых религий и Великой Степи, с которой началась Россия и многие другие европейские страны. Очередная книга автора «Дыхание Армагеддона» была издана в 2006-ом году. Она повествует об абсолютно неизвестной странице истории Евразии и адресована тем, кто интересуется историей тюрков и неразрывно связанной с ней историей России и Закавказья. Речь идет о Кавказской войне и ее последствиях. О войне, которая началась несколько веков назад и которой не видно конца. В чем причина столь долго конфликта? Этот вопрос волнует автора. Особое внимание в книге уделено истории Кавказской Албании – государству, практически неизвестному современному читателю. Последняя работа Мурада Аджи – «Без Вечного Синего Неба: Очерки нашей истории» – повествует о далёком прошлом России неведомой читателю, о событиях, предшествовавших появлению Киевской Руси.

 

Литература

 

 

  1. Аджи Мурад. Мы – из рода половецкого! Из родословной кумыков, карачаевцев, казаков, балкарцев, гагаузов, крымских татар, а также части русских и украинцев. Рыбинск, 1992, 144 с.

  2. Аджи Мурад. Полынь Половецкого поля: Из родословной кумыков, карачаевцев, казаков, балкарцев, гагаузов, крымских татар, а также части русских и украинцев и других народов, ведущих своё начало от тюркского (кипчакского) корня и забывших его. М., ТОО «ПИК – Контекст», 1994, 352 с.

  3. Аджи Мурад. Тайна святого Георгия, или подаренное Тенгри: Из духовного наследия тюрков. М., 1997, 150 с.

  4. Аджи Мурад.Кипчаки. Огузы. Средневековая история тюрков и Великой Степи. М., ОАО «Типография «Новости», 2001, 215 с.

  5. Грантова-Гаганова А. Историк литературы. Да, Тюрки мы, да дилетанты мы http://starodymov.ru/?p=5959.

  6. Трубецкой Н.С. Европа и человечество. София, 1920.

Поделиться в Facebook
Поделиться в Twitter
Please reload