АЗЕРБАЙДЖАНОВЕДЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ КАК КОМПОНЕНТ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ


И.И.РАГИМОВ,

магистрант II курса

педагогического факультета

Бакинского славянского университета

Н.А.АБДУЛЛАЕВА,

кандидат педагогических наук,

доцент Бакинского славянского университета

Суверенность Азербайджанской Республики порождает новые возмож­ности для совершенствования условий и форм жизнедеятельности людей, в ходе которых коммуникация является одной из важнейших социально-психологических составляющих механизма формирования образа жизни, всех протекающих в азербайджанском обществе социально-культурных процессов. Комму­никативная деятельность – это «способ внутренней организации и внутренней эволюции общества как целого, процесс, при помощи которого только и может осуществляться развитие общества, ибо это развитие предполагает постоянное динамическое взаимодействие общества и личности» [4, 17].

В процессе коммуникативной деятельности происходит усвоение людьми социального и культурного опыта, который включается ими в повседневную жизнедеятельность.

Коммуникация, представляя собой важный движущий механизм, влия­ющий на структуру и содержание образа жизни различных субъектов общества, привлекает внимание социологов и социальных психологов и является предме­том их исследования. Это дает основание для более детального рассмотрения коммуникативно-познавательных процессов. Именно в осуществлении коммуникативной деятельности представляется возможность освоения культурных ценностей на уровне повседневной практики.

Выдвижение азербайджановедческой тематики в одно из приоритетных направлений дает основание предположить, что перед методикой преподавания русского языка в нерусской аудитории, наряду с другими проблемами, ждет своей разработки и системати­зации азербайджановедческий аспект, который «представляя собой своеобраз­ный синтез образовательного и идейно-воспитательного содержания трактует­ся как совокупность наиболее важных сведений о культуре, политике, истории, экономике и некоторых областях жизни народа» [2, 60].

Использование азербайджановедческого материала в учебном процессе предопределяет желание вооружить обучаемых информацией о реалиях исторического прошлого и современной жизни азербайджанского народа, воспитывать в них чувство граж­данственности, любви и уважения к своему народу, развивать умение пользоваться этой информацией в коммуникативных целях.

Тексты, включающие в себя сюжетные истории из жизни и быта азербайджанского народа, а также связанные с праздниками, обрядами и обычаями yа русском языке, выступают не только как один из необходимых факторов обучения вообще, но и являются способом повышения мотивации обучения, эффективности занятий русским языком, создания предпосылок для приоб­щения обучаемых к национальной культуре через русский язык, воспитания в них патриотических чувств и национальной гордости [1, 9].

Приступая к разработке системы упражнений, необходимо уяснить, как можно классифицировать различные проявления речевой деятельности в ходе работы над текстом азербайджановедческого характера. Это должно быть осно­вой для определения типов упражнений, отбора учебных заданий, последова­тельности их расположения в системе заданий в зависимости от конкретных це­лей обучения.

Ниже приводится примерная разработка, в которой отражены реалии азербайджанской действи­тельности.


ТЕМА: «День рождения Жизни»

I. Введение в тему (беседа о праздновании Новруза, о содержании этого праздника, введение пассивной лексики, связанной с темой занятия).

II. Предтекстовые задания

1. Проверьте себя, знаете ли вы значение слов, словосочетаний из текста. Для проверки приводятся:

1. Синонимы: популярный – известный; обычай – традиция; прогрессивный – передовой; популярность – известность; торжество – праздник, успех, радость; непременно – обязательно, точно; браниться – ругаться, скандалить;

антонимы: запретить – разрешить; отменить – разрешить; наивный – хит­рый; длинный – короткий; продлевать – сокращать; робкий – дерзкий.

2. Определите значение слов и словосочетаний:

по двуязычному словарю: чествование, всходы, проточная вода, вобрав­ший в себя, духовность, превозмогая слабость;

по однокоренным словам: соотнести – отнесённый, унёс, нёсший, принес­ти; расцветший – расцвести, цвести, цвет, цветущий; заливать – лить, перелить, залить, слить; обливать; жалость – жаль, жалкий, пожалеть;

III. Задание к тексту

Прослушайте (прочитайте текст). Определите его главную мысль.


День рождения Жизни

Новруз столь популярен и любим, что отменить или запретить его – все равно, что отменить или запретить весну. Первым, кто предпринял попытку возродить этот праздник, в Азербайджане был поэт Самед Вургун. Было это в 1940 – 1941 годах. Тогда по­мешала война. Вторая попытка - 20 марта 1967 года вместе с расцветшими алычей и миндалём Новруз вышел из домов, где его отмечали всегда, на улицы и площади. Вернулся Новруз выстрелами из ружей с Гыз галасы и цокотом по ба­кинской мостовой тогда ещё экзотических фаэтонов.

Новруз – это торжество Равенства и Солидарности, Возрождения и Мира, – может, не только самое древнее, но и самое совершенное из всех существующих на земле чествований весны. В ритуалах Новруза много наивной прелести и смыс­ла. Нельзя, скажем, при исполнении обрядов оборачиваться назад, заливать огонь водой, выбрасывать после праздника зелёные всходы «сэмени» куда попа­ло, а непременно опустить в проточную воду или море. А вот пепел от празд­ничных костров, вобравший в себя наши болезни и печали, напротив, выбрасы­вать надо без всякой жалости – как можно подальше от дома..

Высокая духовность и гуманность пронизывает обряды и ритуалы Новру­за. Это – праздник семейный, отмечаемый в домашнем кругу. Или ещё, мириться тем, кто в ссоре, не ругаться и не браниться в праздник – это вещи общеиз­вестные. Но вот такой невероятно тонкий обычай: в ночь Новруза категоричес­ки запрещается говорить что-либо плохое.

Дни становятся длинней, а ночи короче.

Солнечные лучи уже не касаются земли под углом, а как бы погружаются в почву, вызывая испарения. Земля как бы вздыхает, возрождаясь от зимнего сна. Начинает дышать.


[if gte vml 1]><v:shapetype id="_x0000_t75" coordsize="21600,21600" o:spt="75" o:preferrelative="t" path="m@4@5l@4@11@9@11@9@5xe" filled="f" stroked="f"> <v:stroke joinstyle="miter"></v:stroke> <v:formulas> <v:f eqn="if lineDrawn pixelLineWidth 0"></v:f> <v:f eqn="sum @0 1 0"></v:f> <v:f eqn="sum 0 0 @1"></v:f> <v:f eqn="prod @2 1 2"></v:f> <v:f eqn="prod @3 21600 pixelWidth"></v:f> <v:f eqn="prod @3 21600 pixelHeight"></v:f> <v:f eqn="sum @0 0 1"></v:f> <v:f eqn="prod @6 1 2"></v:f> <v:f eqn="prod @7 21600 pixelWidth"></v:f> <v:f eqn="sum @8 21600 0"></v:f> <v:f eqn="prod @7 21600 pixelHeight"></v:f> <v:f eqn="sum @10 21600 0"></v:f> </v:formulas> <v:path o:extrusionok="f" gradientshapeok="t" o:connecttype="rect"></v:path> <o:lock v:ext="edit" aspectratio="t"></o:lock> </v:shapetype><v:shape id="_x0000_i1025" type="#_x0000_t75" alt="" style='width:300pt; height:225pt'> <v:imagedata src="file:///C:\Users\1F43~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image001.jpg" o:href="http://www.vesti.az/upload/images/news/2014/march/11/big/0de36943820463566f36672187220b48.jpg"></v:imagedata> </v:shape><![endif][if !vml][endif]В день праздника в каждом доме обязательно готовят плов. Накрывают праздничный стол, украшают хончу, поднос с набором сладостей и сухофруктов. Зажигают праздничные свечи – символ света и огня, перепрыгивает через костер, надеясь на сожжение всех горестей и болезней в этом костре.

Родственникам, соседям, а главное беспомощным и неимущим раздают гостиницы, стараясь обрадовать всех.

Весна – это всегда праздник природы и души, а Новруз, отмечаемый во многих странах, это общий для всех нас День рождения Жизни на Земле.

В этот день хочется поздравить с Новруз байрамы соотечественников, где бы они ни жили, поздравить всех друзей и знакомых, независимо от национальности и веры.

С Весной вас, друзья!

(По Э.Агаеву).

IV. Послетекстовые задания

  1. Скажите, как бы вы озаглавили этот текст?

  2. Назовите праздники, которые отмечаются в Азербайджане. Почему «Новруз байрамы» праздник, любимый всеми?

  3. Выпишите из текста различные определения к слову праздник. С полу­ченными словосочетаниями составьте предложения.

  4. К данным определениям подберите подходящие по смыслу определяе­мые слова.

Праздничный ..., праздничная..., праздничное..., праздничные....

  1. Запомните словосочетания с глаголами праздновать, отмечать, встре­чать, справлять.

Праздновать (отмечать, встречать) 8 марта – Международный женский день, Новый год, День учителя, День Конституции, 28 мая – День Руспублики.

Праздновать (отмечать) юбилей, совершеннолетие.

Справлять свадьбу, новоселье.

Составьте с данными словосочетаниями несколько предложений.

Знаете ли вы, что…

… Новруз получил статус государственного праздника в 1991 году. Цель этого праздника – возродить национальную традицию встречи Весны.

И еще…

… точный солнечный календарь был составлен всемирно известным ученым и поэтом Омаром Хайамом в XII веке. По его календарю, начинавшемуся с Новруза, в году было 365 дней, 5 часов, 49 минут. Календарь этот называется «Джелали».

6. Переведите письменно на русский язык.

Həyətlərdə dədəmiz Qorqudun çatdığı ocağın alov dilləri ərşə qalxır, illəri, əsrləri adlayıb gələn bayram tonqalı hamını ətrafına yığır. Yumurta döyüşən, qapı-qapı düşüb papaq atan uşaqların, qapı dinləyən, ləyənə üzük salan qız - gəlinlərin, cıdıra çıxan cavanların sevinci...

Azərbaycan xalqı Novruzu qarşılayır!

7. С праздником Новруза связаны многие игры. Назовите, какие народные игры вы знаете?

8. Назовите страны, в которых празднуют Новруз.

9. В дни Новруза разыгрываются представления, связанные с народными обычаями и преданиями. Это «Зорхана», «Чобан ойуну», «Гурд ойуну», «Коса-ко­СА». Какие из этих игр вам знакомы?

10. Составьте диалог по ситуации. Вы угощаете гостей за праздничным столом. Что вы можете им предложить?

11. Выучите баяты о Новрузе наизусть.

На подносе рыба, плов,

В доме множество цветов.

Гостя он принять готов.

Это праздник к нам грядёт,

Счастье нам Новруз несёт.


К нам Новруз пришёл сейчас,

Пусть звенит, рокочет саз,

Пусть пестрит цветами сад,

Соловьи вовсю свистят.


12. Что общего между праздником Новруз и Масленицей? Скажите, есть ли сходство или различие между обрядами Масленицы и Новруза.

Обращение к проблеме использования азербайджановедческого мате­риала в практическом курсе русского языка было продиктовано предпола­гаемой возможностью решать комплекс образовательных и воспитательных задач в едином процессе. Использование азербайджано­вед­ческого материала может и должно стать органической частью общей системы обучения русскому языку.



Литература

  1. Абдуллаева Н.А. К вопросу об азербайджановедческой работе на занятиях практическим русским языком. Современные вопросы обучения языкам. Баку, 1988.

  2. Ахундова М.Б., Калантарова С.Н. Тематические уроки как способ формирования родиноведческой компетенции студентов. Современные вопросы обучения языкам в техническом вузе. Баку, 1966.

  3. Исаев Ф.К. Из опыта использования краеведческого материала в письменных работах учащихся. РЯЛАШ, 1985, №5.

  4. Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту, 1974.