Средняя общеобразовательная школа как социальный институт правового воспитания

 

 

 

 

Алиева Г.М.,

старший преподаватель кафедры

педагогики и психологии

Бакинского славянского университета

 Джафарова С.Дж.

 

 

 

Вопросы правового воспитания подрастающего поколения всегда нахо­ди­лись в центре внимания нашего государства и выступали важной областью всего комплекса воспитательной работы всех социальных институтов общества. Совершенствование социально-экономического и духовно-интеллектуального потенциала нашей страны, дальнейшая демократизация общественной жизни, повышение уровня социальной активности молодого поколения республики настоятельным образом потребовало более активного участия молодых людей в управлении делами государства и общества и, соответственно, более глубокого и основательного изучения норм, правил и положений действующего зако­но­дательства, регулирующих жизнь демократического общества.

Одним из важных социальных институтов воспитания общества, высту­па­ющего первой организованно действующей социальной средой, формирующей и воспитывающей молодое поколение, дающей ему систематическое образо­ва­ние и большое возможности личностно-социальной самореализации является средняя общеобразовательная школа. Во всех директивных документах нашего правительства, в области образования («Закон об образовании Азербайджан­ской республики» (Баку, 19 июня 2009 г.), «Устав сред­ней общеобразовательной школы», «Правила для учащихся», «Правила пове­дения детей и подростков в общественных местах», «Права и обязанности несо­вершеннолетних в семье и школе» и другие) ярко и выраженно подчер­киваются роль средней школы в правовом воспитании учащихся, привитии им навыков осознанного следования нормам и положениям законодательства, в повышении уровня правовой культуры. «Средняя обще­об­ра­зовательная школа, в силу спе­цифики своего учебно-воспитательного процесса, располагает широкими воз­мож­ностями, формами, методами и средствами наиболее четкой организации процесса правового воспитания своих учащихся» (3, 81). Выступая наиболее эффективным социальным звеном в процессе организации высокоэффективной профилактической работы по предупреждению девиантного, деликвентного поведения и правонарушений учащихся, средняя общеобразовательная школа максимально способствует позитивизации процессов социализации и социаль­ной адаптации своих воспитанников, формирует чувство уважения к закону, правилам и положениям демократического общежития в государстве.

Великий русский пе­дагог-классик А.С.Макаренко в своих многочисленных фундаментальных тру­дах неоднократно подчеркивал, что средняя общеобразовательная школа долж­на буквально с первых дней начала учебы предъявить учащимся осново­по­ла­га­ющие требования общества, максимально более емко вооружать учащих­ся нор­мами и законами поведения как в стенах образовательных учреждений, так и в общественных местах. Весь учебно-воспитательный процесс школы, сфокуси­ро­ванный на эффективную и действенную организацию процесса пра­вового воспитания учащихся, должен максимально четко способствовать ран­нему пре­дуп­реждению совершения антиобщест­вен­ных и противоправных дея­ний, лик­ви­дации таких негативных проявлений как бродяжничество, упот­реб­ление ал­ко­гольсодержащей продукции, наркомании, токсикомании, безнадзорности, от­к­рытого хулиганства и т.д. «Одной из главных задач средней общеобразо­ва­тельной школы в области правового воспитания учащихся выступает процесс формирования у подростков высокого уровня правосознания, которое осу­щест­в­­ляется как в процессе основной учебной деятельности, так и вовремя прове­дения внеурочной воспитательной деятельности» (2, 96). На протяжении всего периода обучения в школе (вплоть до 9 класса) учащиеся изучают предмет «Поз­­нание мира». Это очень интегрированная учебная дисциплина, включа­ющая в себя изучение, ознакомление с окружающей подростков действитель­ностью, с природой, имеющимися и возникающими в природе катаклизмами, со­циальной жизнью, роль человека во всех природных и социальных явлениях. В это же время, начиная с 8 класса и по окончании школы преподается дис­цип­лина «Человек и общество», являющаяся, по сути, человековедческой и об­щест­­воведческой дисциплиной, включающей в себя знания по философии, эти­ке, эстетике, психологии, знакомящая молодых людей с правоведением, углуб­ляющая основы научного мировоззрения, способствующая позитивной соци­ализации и социальной адаптации подростков, ориентирующая учащихся сред­ней школы на социально позитивное личностно-социальное самоопреде­ление. В 9 классе учащиеся начинают изучать предмет «Изучение Конституции Азербайджанской Республики», знакомящий молодых людей с положениями этого главного документа, с принципами и положениями организации всей жизни нашего государства.

Формирование высокого уровня правосознания и правовой культуры подростков в условиях средней общеобразовательной школы имеет очень большое значение. Исследователи проблем и вопросов формирования и воспитания подростков, среди которых А.П.Кожевникова, Г.М.Миньковский, А.М.Медведев, Н.Н.Кондрашов, В.П.Петрунев, Н.Я.Соколов, А.Я.Сухарев, Ю.К.Агешин, Г.П.Давыдов, В.М.Обухов и другие, в своих научных изысканиях подчеркивают мысль, что молодежь необходимо воспринимать не только как объект воспитания, подростки в то же время выступают как весьма мобильная, созидательно-преобразующая сила, самостоятельный и активный субъект со­ци­альной деятельности. Разрабатывая стройную систему правового воспитания в средней школе, необходимо прежде всего руководствоваться тем положением, что процесс правового воспитания подростков должен макси­мально способ­ст­вовать качественной трансформации правовых норм, положений, правил, вы­с­ту­пающих как внешний регулятор поведенческой деятельности подростков, в личные нормы и алгоритмы поведения индивида, становиться их глубокими убеждениями и ярко выраженными маркерами внешней и внутренней регу­ля­ции практической деятельности. «В процессе учебной деятельности, учащиеся овладевают тем или иным комплексом правовых знаний, которые присут­ст­вуют практически в любой учебной дисциплине» (4, 74). Например, такой учеб­ный предмет как «История» допускает до сведения подростков-учащихся исто­рию конкретных государств и систему их правопорядка, показываются го­су­дарства, исповедующие эксплуататорский модель правления, а также яркие образцы государств с демократическим обустройством внутренней и внешней жизни. Такие учебные дисциплины как география, природоведение, зоология, биология способны ознакомить учащихся-подростков с принятыми отдельными государствами, а также мировым сообществом законами охраны окружающей среды. Знания учащихся с выдающимися образцами художественного слова, прослеживая различные перипетии судеб героев, такие уроки максимально спо­собствуют формированию у учащихся-подростков глубокого чувства справед­ли­вости, сопереживания, окрашивают внутренний духовный мир молодых лю­дей эмоциональными переживаниями, формируют духовно богатую, гармо­нич­но развитую личность с позитивными духовными ценностями, с высокими нрав­ственно-этическими потребностями и интересами, стремящихся наиболее ярко и глубоко познать всю красоту человеческого бытия и цивилизации.

В процессе правового воспитания педагогическому коллективу школы следует обязательно учитывать социальную среду ученического контингента по месту жительства, их участие в различных актах правоохранительной деятель­ности, совместные рейды с органами правопорядка по месту жительства или же на территории района. Следует также дифференцированно подходить к учени­ческому контингенту средней общеобразовательной школы в процессе пра­во­вого воспитания с той точки зрения, что уже в достаточном количестве школ республики созданы и достаточно успешно функционируют такие объединения, как «Юные друзья полиции», «Юные разведчики», «Юные дружинники» (пока лишь на территории школы и ближайшего окружения), «Школьники погранич­ники», «Юные хранители правопорядка» и др. С учащимися-подростками, вов­ле­ченными в работу таких ученических добровольных объединений, необхо­ди­мо проводить более глубокую, более акцентированную работу по правовому вос­питанию с привлечением высококлассных специалистов органов правопо­рядка и преподавателей юридических вузов.

Подростковый возраст учащихся средней школы также способствует ор­ганизации наиболее интенсивного и более целенаправленного правового прос­вещения, которое представляется более акцентированным блоком социально-правовой информации, раскрывающей суть, смысл и значение социально-поли­тического и нравственно-этического смысла и наполненности законов, норм и положений демократического общества. Такой блок акцентированной правовой информации способствует повышению уровня правовой культуры учащихся-подростков, формированию навыков юридического общения, более крепких и глубоких знаний в области юриспруденции.     

Повышение эффективности системы правового воспитания учащихся-под­ростков в средней школе настоятельно требует того, чтобы педагогический кол­лектив в процессе проведения учебных занятий не просто предлагал уча­щимся определенный блок правовых знаний, но и способствовал их мак­симальной трансформации в глубокие, социально позитивно ориентиро­ванные нравст­вен­но-правовые убеждения и активную правовую жизненную позицию. «Необхо­ди­мо таким образом преподносить учебный материал правового характера, чтобы он вызывал у учащихся-подростков естественное желание задавать более глубокие, более акцентированные вопросы с целью серьезного углубления и расширения своего багажа правовых знаний, всячески развивать у подростков стабильное оценочно-правовые мышления» (1, 57). Очень эффективной формой правового воспитания подростков в средней общеобразовательной школе заре­ко­мендовала себя организация правового просвещения подростками младших школьников, организованно привлекая их к посильному участию в различных правоохранительных объединениях школы с последующей помощью непос­редственно учащимся-подросткам, выступающими в качестве организаторов определенных культурно-досуговых мероприятий правового характера. Мы считаем, что в целях повышения эффективности проводимого в школе право­вого воспитания учащихся, следовало бы условно эту работу представить как два взаимосвязанных и взаимозависимых сегмента общего процесса воспи­тания, т.е. первый сегмент представлял бы собой целый комплекс различных форм и методов непосредственно правового просвещения молодых людей, а второй сегмент характеризовался бы как общественно-правовая практика учащихся, призванная внедрить полученные учащимися-подростками правовых знаний, навыков и приемов в широкую общешкольную практику с посте­пенным расширением ее границ.

Следует особо заметить, что ни один, даже самый перспективный метод пра­вового воспитания учащихся, ни одна, даже самая эффективная форма этой работы не сумеют достичь основной цели правовоспитания. Получение эффек­тивных и действенных итоговых позитивных результатов правового воспитания учащихся-подростков может быть достигнуто исключительно работой комплек­сного использования многочисленных форм и методов воспитательной деятель­ности. Правовое воспитание подростков будет протекать наиболее ус­пеш­но и целесообразно, если педагогический коллектив средней школы свою ра­боту в этом направлении условно будет воспринимать как взаимосвязь двух блоков методов и приемов прилагаемых психолого-педагогических воздей­ст­вий. В пер­вый блок, по нашему мнению, необходимо отнести целый комплекс методов и приемов созидающего характера, ориентированных исключительно на эффек­тив­ное формирование и развитие сугубо позитивных качеств личности моло­дых людей (подростков), во второй блок методов и приемов правового вос­пи­та­ния подростков необходимо включить комплекс психолого-педагоги­че­ских воз­действий, ставящих своей целью тормозящий алгоритм деятельности, ины­ми словами, второй блок ориентирован исключительно на преодоление и иско­ре­не­ние негативных качеств личности учащихся-подростков, недопущение их де­виантного и делинквентного поведения. Очень важно в процессе пра­во­вого вос­питания учащихся-подростков в средней общеобразовательной школе орга­нич­но соединять и комплексно использовать формы и методы как учебной ра­бо­ты, так и внеклассной и внешкольной воспитательной деятельности. «Вне­клас­­сная и внешкольная воспитательная деятельность в области правового вос­питания уча­щихся-подростков очень важный сегмент работы и выделяется мно­­­жеством самых различных и эффективных форм организации работы» (5, 118).

К таким формам можно отнести: вечера вопросов и ответов, различного ха­рактера и направления беседы, лекции, семинары (ориентированные на право­вую тематику), конференции, встречи с работниками правоохранительных ор­га­нов, представителями административных органов, писателями, поэтами, людь­ми творческого труда, интеллигенцией, диспуты, различные кинолек­то­рии, оформление стендов и уголков права, выпуск стенгазет юридической направленности, организация работы кружков юных правоведов, клубов пра­во­вых знаний, подготовка устного журнала «Закон и порядок» и др. Все эти фор­мы работы очень действенны, эффективны и максимально способствуют дос­тижению главной цели правового воспитания учащихся-подростков – фор­ми­рования высокого уровня правосознания и обеспечение на этой основе созна­тельного и активного правомерного поведения, однако, на наш взгляд, наиболее важным и решающим значение будет иметь комплексный блок методов, форм и приемов, обеспечивающих сознательное активное участие в правоохра­ни­тель­ной деятельности. Правовое воспитание подростков не может и не должно преследовать узконаправленные цели – вооружение молодых людей опреде­лен­ной суммой правовых знаний, формирование у них осознанного позитив­ного отношения к нормам, правилам, положениям законодательного права, оно должно также быть ориентировано на организацию такой социально-правовой практической деятельности, в которой учащиеся-подростки могли максимально емко и глубоко проверить эффек­тив­ность и действенность полученных им пра­вовых знаний, применить их на прак­тике, выработать устойчивые нравст­венно-правовые, позитивно ориенти­ро­ван­ные навыки, привычки, сформировать опре­де­ленный алгоритм правоох­ра­ни­тельной деятельности. Все должно начинаться вначале со своего класса, шко­лы, и только лишь затем, по достижении опреде­ленного уровня юриди­че­ской про­свещенности, выходить на территорию по мес­­ту жительства с после­ду­ющим расширением ее границ. Самое главное в та­кой работе заключается в соз­­дании резко выраженного негативного отноше­ния подростков к различным фак­там нарушения правил правопорядка. Это совсем нелегкое дело, так как под­­­­ростки, в силу своих возрастных и индиви­дуальных характеристик лич­нос­ти (отсутствие жизненного и социального опы­та, мо­биль­ность, довер­чи­вость, пред­­почтение удобной позиции невмешатель­ст­ва, по­пыт­ка не обременять себя различными вопросами, круг интересов и пот­реб­ностей и т.д.) не всегда готовы руководствоваться именно высокими моти­вами соци­ально-нравственного и про­филактико-правоохранительного ха­рак­те­ра. Необ­хо­димо объяснить уча­щим­ся-подросткам, что их активное учас­тие в пра­­во­охра­нительной деятель­нос­ти не должно просто сводиться к прагма­тич­но­му алго­рит­му охраны законности и порядка чисто механическим путем (прос­тое, ничего не значащее прогу­ли­вание по улицам, называемое постулиро­ва­ни­ем, борьба с антиподами общест­венного порядка, выражающееся словес­ным сог­ласием с окружающими что, да, так поступать нельзя). Такой характер пра­воохра­ни­тельной деятель­ност­и силь­но нивелировал бы саму суть право­ох­ра­ни­тельной ра­боты, свел бы ее к прос­тому комплексу псевдоохранительных шагов и пос­тупков, совершенно не ос­тав­ляющих след в сознании подростков, и не ори­ен­тирующих их к акти­ви­за­ции личностных усилий в повышении дейст­вен­ности проводимой ими работы. «И только лишь когда знания правового ха­рак­те­ра подростков перейдут в разряд их глубоких духовных убеждений и ярко вы­раженную социально позитивную жизненную позицию, можно гово­рить о по­с­тоянном росте и эффективности их социально-правовой активности» (6, 123).

Ученые-юристы, специалисты-правоведы в своих научных исследованиях и публичных выступлениях неоднократно подчеркивают, что правоохранитель­ная деятельность учащихся-подростков, помимо своей сугубо профессиональ­ной выраженности, также имеет ряд основополагающих моментов конкретно воспитательного характера (В.В.Головченко, А.С.Саломаткин, В.И.Абрамов, Л.М.Корниенко, В.Г.Баженов, А.Д.Бойков, Г.Д.Маркова, В.Н.Кудрявцев, В.А.Чеф­ранов и другие). Их можно представить следующим образом: а) соци­ально-нравственный, ориентирующий учащихся-подростков на гуманный, де­мок­ратический, этический характер норм, правил и положений существующего законодательства; б) интеллектуально-познавательный, ориентирующий уча­щихся-подростков на сознательное пополнение потенциала своих правовых знаний. Знакомства с социально-регулятивными функциями права; в) деятель­но-практический, ориентирующий учащихся-подростков на систематическую выработку наиболее эффективных навыков и умений практического приме­не­ния полученных правовых знаний в процессе правоохранительной деятель­ности по поддержанию законности, общественного порядка и дисциплины.  

Правовое воспитание подростков – процесс сложный, без достаточной пси­холого-педагогической аргументации предпринимаемых шагов в этой рабо­те, без грамотного, научно обоснованного предвидения итоговых результатов та­кой специфической деятельности как повышение уровня правосознания уча­щихся-подростков, их правовой культуры, сложно вести целенаправленную, ак­центированного характера работу с молодыми людьми с точки зрения фор­ми­рования у них глубокого чувства социальной значимости проводимых актов по­веденческой деятельности. Педагогическому коллективу средней общеобра­зо­ва­тельной школы необходимо таким образом выстроить свою работу по пра­во­вому воспитанию учащихся-подростков, чтобы предпринимаемые под­рос­т­ками определенные усилия в повышении своей правовой культуры в обяза­тельном порядке соответствовали их интересам, потребностям, имеющегося жизненного опыта, духовно-интеллектуальному потенциалу. Участие в различных актах правоохранительной деятельности должно носить исключительно добро­воль­ный характер, быть для учащихся-подростков увлекательной и действенной, пре­дос­тавлять им широкие возможности применения личностно-социальной инициативы, креативности, определенной самостоятельности. Учащиеся-под­ростки, активно участвующие в правоохранительной деятель­ности, как пра­вило, настолько же активно принимают участие в различных актах общест­венной деятельности как внутри самой школы, так и на территории района, являются в принципе, ученическим активом, организующим и про­во­дящим совместно с педагогическим коллективом школы различного харак­тера право­ох­ранительные и культурно-досуговые мероприятия. Средняя об­щеоб­разо­ва­тель­ная школа, имеющая высокий социальный статус в обществе, рас­полагает исключительно широкими возможностями в области правового вос­питания учащихся-подростков, своеобразно аккумулируя в себе как центр учебно-вос­пи­тательной деятельности, усилия многих социальных институтов воспитания общества, максимально способствует личностно-социальной и духовно-интел­лектуальной самореализации своих воспитанников.   

 

Литература

  1. Ерошенко А.А. О правовом воспитании подростков. Краснодар, 2000.

  2. Никитин А.Ф. Формирование правовых взглядов и убеждений уча­щихся. М., 2002.

  3. Давыдов Г.П. Основы правового воспитания учащихся общеобразова­тельной школы. М., 2004.

  4. Корчагина Т.В. Правовое воспитание учащихся в общеобразо­ва­тель­ном процессе. М., 2003.

  5. Кузнецов В.А. Нравственно-правовое воспитание подростков. Сара­тов, 2001.

  6. Кожевников С.Н. Правовая культура как предпосылка социально-правовой активности личности. М., 2006.

   

 

 

 

 

Поделиться в Facebook
Поделиться в Twitter
Please reload