
Алиева Г.М.,
старший преподаватель кафедры
педагогики и психологии
Бакинского славянского университета
Джафарова С.Дж.

Вопросы правового воспитания подрастающего поколения всегда находились в центре внимания нашего государства и выступали важной областью всего комплекса воспитательной работы всех социальных институтов общества. Совершенствование социально-экономического и духовно-интеллектуального потенциала нашей страны, дальнейшая демократизация общественной жизни, повышение уровня социальной активности молодого поколения республики настоятельным образом потребовало более активного участия молодых людей в управлении делами государства и общества и, соответственно, более глубокого и основательного изучения норм, правил и положений действующего законодательства, регулирующих жизнь демократического общества.
Одним из важных социальных институтов воспитания общества, выступающего первой организованно действующей социальной средой, формирующей и воспитывающей молодое поколение, дающей ему систематическое образование и большое возможности личностно-социальной самореализации является средняя общеобразовательная школа. Во всех директивных документах нашего правительства, в области образования («Закон об образовании Азербайджанской республики» (Баку, 19 июня 2009 г.), «Устав средней общеобразовательной школы», «Правила для учащихся», «Правила поведения детей и подростков в общественных местах», «Права и обязанности несовершеннолетних в семье и школе» и другие) ярко и выраженно подчеркиваются роль средней школы в правовом воспитании учащихся, привитии им навыков осознанного следования нормам и положениям законодательства, в повышении уровня правовой культуры. «Средняя общеобразовательная школа, в силу специфики своего учебно-воспитательного процесса, располагает широкими возможностями, формами, методами и средствами наиболее четкой организации процесса правового воспитания своих учащихся» (3, 81). Выступая наиболее эффективным социальным звеном в процессе организации высокоэффективной профилактической работы по предупреждению девиантного, деликвентного поведения и правонарушений учащихся, средняя общеобразовательная школа максимально способствует позитивизации процессов социализации и социальной адаптации своих воспитанников, формирует чувство уважения к закону, правилам и положениям демократического общежития в государстве.
Великий русский педагог-классик А.С.Макаренко в своих многочисленных фундаментальных трудах неоднократно подчеркивал, что средняя общеобразовательная школа должна буквально с первых дней начала учебы предъявить учащимся основополагающие требования общества, максимально более емко вооружать учащихся нормами и законами поведения как в стенах образовательных учреждений, так и в общественных местах. Весь учебно-воспитательный процесс школы, сфокусированный на эффективную и действенную организацию процесса правового воспитания учащихся, должен максимально четко способствовать раннему предупреждению совершения антиобщественных и противоправных деяний, ликвидации таких негативных проявлений как бродяжничество, употребление алкогольсодержащей продукции, наркомании, токсикомании, безнадзорности, открытого хулиганства и т.д. «Одной из главных задач средней общеобразовательной школы в области правового воспитания учащихся выступает процесс формирования у подростков высокого уровня правосознания, которое осуществляется как в процессе основной учебной деятельности, так и вовремя проведения внеурочной воспитательной деятельности» (2, 96). На протяжении всего периода обучения в школе (вплоть до 9 класса) учащиеся изучают предмет «Познание мира». Это очень интегрированная учебная дисциплина, включающая в себя изучение, ознакомление с окружающей подростков действительностью, с природой, имеющимися и возникающими в природе катаклизмами, социальной жизнью, роль человека во всех природных и социальных явлениях. В это же время, начиная с 8 класса и по окончании школы преподается дисциплина «Человек и общество», являющаяся, по сути, человековедческой и обществоведческой дисциплиной, включающей в себя знания по философии, этике, эстетике, психологии, знакомящая молодых людей с правоведением, углубляющая основы научного мировоззрения, способствующая позитивной социализации и социальной адаптации подростков, ориентирующая учащихся средней школы на социально позитивное личностно-социальное самоопределение. В 9 классе учащиеся начинают изучать предмет «Изучение Конституции Азербайджанской Республики», знакомящий молодых людей с положениями этого главного документа, с принципами и положениями организации всей жизни нашего государства.
Формирование высокого уровня правосознания и правовой культуры подростков в условиях средней общеобразовательной школы имеет очень большое значение. Исследователи проблем и вопросов формирования и воспитания подростков, среди которых А.П.Кожевникова, Г.М.Миньковский, А.М.Медведев, Н.Н.Кондрашов, В.П.Петрунев, Н.Я.Соколов, А.Я.Сухарев, Ю.К.Агешин, Г.П.Давыдов, В.М.Обухов и другие, в своих научных изысканиях подчеркивают мысль, что молодежь необходимо воспринимать не только как объект воспитания, подростки в то же время выступают как весьма мобильная, созидательно-преобразующая сила, самостоятельный и активный субъект социальной деятельности. Разрабатывая стройную систему правового воспитания в средней школе, необходимо прежде всего руководствоваться тем положением, что процесс правового воспитания подростков должен максимально способствовать качественной трансформации правовых норм, положений, правил, выступающих как внешний регулятор поведенческой деятельности подростков, в личные нормы и алгоритмы поведения индивида, становиться их глубокими убеждениями и ярко выраженными маркерами внешней и внутренней регуляции практической деятельности. «В процессе учебной деятельности, учащиеся овладевают тем или иным комплексом правовых знаний, которые присутствуют практически в любой учебной дисциплине» (4, 74). Например, такой учебный предмет как «История» допускает до сведения подростков-учащихся историю конкретных государств и систему их правопорядка, показываются государства, исповедующие эксплуататорский модель правления, а также яркие образцы государств с демократическим обустройством внутренней и внешней жизни. Такие учебные дисциплины как география, природоведение, зоология, биология способны ознакомить учащихся-подростков с принятыми отдельными государствами, а также мировым сообществом законами охраны окружающей среды. Знания учащихся с выдающимися образцами художественного слова, прослеживая различные перипетии судеб героев, такие уроки максимально способствуют формированию у учащихся-подростков глубокого чувства справедливости, сопереживания, окрашивают внутренний духовный мир молодых людей эмоциональными переживаниями, формируют духовно богатую, гармонично развитую личность с позитивными духовными ценностями, с высокими нравственно-этическими потребностями и интересами, стремящихся наиболее ярко и глубоко познать всю красоту человеческого бытия и цивилизации.
В процессе правового воспитания педагогическому коллективу школы следует обязательно учитывать социальную среду ученического контингента по месту жительства, их участие в различных актах правоохранительной деятельности, совместные рейды с органами правопорядка по месту жительства или же на территории района. Следует также дифференцированно подходить к ученическому контингенту средней общеобразовательной школы в процессе правового воспитания с той точки зрения, что уже в достаточном количестве школ республики созданы и достаточно успешно функционируют такие объединения, как «Юные друзья полиции», «Юные разведчики», «Юные дружинники» (пока лишь на территории школы и ближайшего окружения), «Школьники пограничники», «Юные хранители правопорядка» и др. С учащимися-подростками, вовлеченными в работу таких ученических добровольных объединений, необходимо проводить более глубокую, более акцентированную работу по правовому воспитанию с привлечением высококлассных специалистов органов правопорядка и преподавателей юридических вузов.
Подростковый возраст учащихся средней школы также способствует организации наиболее интенсивного и более целенаправленного правового просвещения, которое представляется более акцентированным блоком социально-правовой информации, раскрывающей суть, смысл и значение социально-политического и нравственно-этического смысла и наполненности законов, норм и положений демократического общества. Такой блок акцентированной правовой информации способствует повышению уровня правовой культуры учащихся-подростков, формированию навыков юридического общения, более крепких и глубоких знаний в области юриспруденции.
Повышение эффективности системы правового воспитания учащихся-подростков в средней школе настоятельно требует того, чтобы педагогический коллектив в процессе проведения учебных занятий не просто предлагал учащимся определенный блок правовых знаний, но и способствовал их максимальной трансформации в глубокие, социально позитивно ориентированные нравственно-правовые убеждения и активную правовую жизненную позицию. «Необходимо таким образом преподносить учебный материал правового характера, чтобы он вызывал у учащихся-подростков естественное желание задавать более глубокие, более акцентированные вопросы с целью серьезного углубления и расширения своего багажа правовых знаний, всячески развивать у подростков стабильное оценочно-правовые мышления» (1, 57). Очень эффективной формой правового воспитания подростков в средней общеобразовательной школе зарекомендовала себя организация правового просвещения подростками младших школьников, организованно привлекая их к посильному участию в различных правоохранительных объединениях школы с последующей помощью непосредственно учащимся-подросткам, выступающими в качестве организаторов определенных культурно-досуговых мероприятий правового характера. Мы считаем, что в целях повышения эффективности проводимого в школе правового воспитания учащихся, следовало бы условно эту работу представить как два взаимосвязанных и взаимозависимых сегмента общего процесса воспитания, т.е. первый сегмент представлял бы собой целый комплекс различных форм и методов непосредственно правового просвещения молодых людей, а второй сегмент характеризовался бы как общественно-правовая практика учащихся, призванная внедрить полученные учащимися-подростками правовых знаний, навыков и приемов в широкую общешкольную практику с постепенным расширением ее границ.
Следует особо заметить, что ни один, даже самый перспективный метод правового воспитания учащихся, ни одна, даже самая эффективная форма этой работы не сумеют достичь основной цели правовоспитания. Получение эффективных и действенных итоговых позитивных результатов правового воспитания учащихся-подростков может быть достигнуто исключительно работой комплексного использования многочисленных форм и методов воспитательной деятельности. Правовое воспитание подростков будет протекать наиболее успешно и целесообразно, если педагогический коллектив средней школы свою работу в этом направлении условно будет воспринимать как взаимосвязь двух блоков методов и приемов прилагаемых психолого-педагогических воздействий. В первый блок, по нашему мнению, необходимо отнести целый комплекс методов и приемов созидающего характера, ориентированных исключительно на эффективное формирование и развитие сугубо позитивных качеств личности молодых людей (подростков), во второй блок методов и приемов правового воспитания подростков необходимо включить комплекс психолого-педагогических воздействий, ставящих своей целью тормозящий алгоритм деятельности, иными словами, второй блок ориентирован исключительно на преодоление и искоренение негативных качеств личности учащихся-подростков, недопущение их девиантного и делинквентного поведения. Очень важно в процессе правового воспитания учащихся-подростков в средней общеобразовательной школе органично соединять и комплексно использовать формы и методы как учебной работы, так и внеклассной и внешкольной воспитательной деятельности. «Внеклассная и внешкольная воспитательная деятельность в области правового воспитания учащихся-подростков очень важный сегмент работы и выделяется множеством самых различных и эффективных форм организации работы» (5, 118).
К таким формам можно отнести: вечера вопросов и ответов, различного характера и направления беседы, лекции, семинары (ориентированные на правовую тематику), конференции, встречи с работниками правоохранительных органов, представителями административных органов, писателями, поэтами, людьми творческого труда, интеллигенцией, диспуты, различные кинолектории, оформление стендов и уголков права, выпуск стенгазет юридической направленности, организация работы кружков юных правоведов, клубов правовых знаний, подготовка устного журнала «Закон и порядок» и др. Все эти формы работы очень действенны, эффективны и максимально способствуют достижению главной цели правового воспитания учащихся-подростков – формирования высокого уровня правосознания и обеспечение на этой основе сознательного и активного правомерного поведения, однако, на наш взгляд, наиболее важным и решающим значение будет иметь комплексный блок методов, форм и приемов, обеспечивающих сознательное активное участие в правоохранительной деятельности. Правовое воспитание подростков не может и не должно преследовать узконаправленные цели – вооружение молодых людей определенной суммой правовых знаний, формирование у них осознанного позитивного отношения к нормам, правилам, положениям законодательного права, оно должно также быть ориентировано на организацию такой социально-правовой практической деятельности, в которой учащиеся-подростки могли максимально емко и глубоко проверить эффективность и действенность полученных им правовых знаний, применить их на практике, выработать устойчивые нравственно-правовые, позитивно ориентированные навыки, привычки, сформировать определенный алгоритм правоохранительной деятельности. Все должно начинаться вначале со своего класса, школы, и только лишь затем, по достижении определенного уровня юридической просвещенности, выходить на территорию по месту жительства с последующим расширением ее границ. Самое главное в такой работе заключается в создании резко выраженного негативного отношения подростков к различным фактам нарушения правил правопорядка. Это совсем нелегкое дело, так как подростки, в силу своих возрастных и индивидуальных характеристик личности (отсутствие жизненного и социального опыта, мобильность, доверчивость, предпочтение удобной позиции невмешательства, попытка не обременять себя различными вопросами, круг интересов и потребностей и т.д.) не всегда готовы руководствоваться именно высокими мотивами социально-нравственного и профилактико-правоохранительного характера. Необходимо объяснить учащимся-подросткам, что их активное участие в правоохранительной деятельности не должно просто сводиться к прагматичному алгоритму охраны законности и порядка чисто механическим путем (простое, ничего не значащее прогуливание по улицам, называемое постулированием, борьба с антиподами общественного порядка, выражающееся словесным согласием с окружающими что, да, так поступать нельзя). Такой характер правоохранительной деятельности сильно нивелировал бы саму суть правоохранительной работы, свел бы ее к простому комплексу псевдоохранительных шагов и поступков, совершенно не оставляющих след в сознании подростков, и не ориентирующих их к активизации личностных усилий в повышении действенности проводимой ими работы. «И только лишь когда знания правового характера подростков перейдут в разряд их глубоких духовных убеждений и ярко выраженную социально позитивную жизненную позицию, можно говорить о постоянном росте и эффективности их социально-правовой активности» (6, 123).
Ученые-юристы, специалисты-правоведы в своих научных исследованиях и публичных выступлениях неоднократно подчеркивают, что правоохранительная деятельность учащихся-подростков, помимо своей сугубо профессиональной выраженности, также имеет ряд основополагающих моментов конкретно воспитательного характера (В.В.Головченко, А.С.Саломаткин, В.И.Абрамов, Л.М.Корниенко, В.Г.Баженов, А.Д.Бойков, Г.Д.Маркова, В.Н.Кудрявцев, В.А.Чефранов и другие). Их можно представить следующим образом: а) социально-нравственный, ориентирующий учащихся-подростков на гуманный, демократический, этический характер норм, правил и положений существующего законодательства; б) интеллектуально-познавательный, ориентирующий учащихся-подростков на сознательное пополнение потенциала своих правовых знаний. Знакомства с социально-регулятивными функциями права; в) деятельно-практический, ориентирующий учащихся-подростков на систематическую выработку наиболее эффективных навыков и умений практического применения полученных правовых знаний в процессе правоохранительной деятельности по поддержанию законности, общественного порядка и дисциплины.
Правовое воспитание подростков – процесс сложный, без достаточной психолого-педагогической аргументации предпринимаемых шагов в этой работе, без грамотного, научно обоснованного предвидения итоговых результатов такой специфической деятельности как повышение уровня правосознания учащихся-подростков, их правовой культуры, сложно вести целенаправленную, акцентированного характера работу с молодыми людьми с точки зрения формирования у них глубокого чувства социальной значимости проводимых актов поведенческой деятельности. Педагогическому коллективу средней общеобразовательной школы необходимо таким образом выстроить свою работу по правовому воспитанию учащихся-подростков, чтобы предпринимаемые подростками определенные усилия в повышении своей правовой культуры в обязательном порядке соответствовали их интересам, потребностям, имеющегося жизненного опыта, духовно-интеллектуальному потенциалу. Участие в различных актах правоохранительной деятельности должно носить исключительно добровольный характер, быть для учащихся-подростков увлекательной и действенной, предоставлять им широкие возможности применения личностно-социальной инициативы, креативности, определенной самостоятельности. Учащиеся-подростки, активно участвующие в правоохранительной деятельности, как правило, настолько же активно принимают участие в различных актах общественной деятельности как внутри самой школы, так и на территории района, являются в принципе, ученическим активом, организующим и проводящим совместно с педагогическим коллективом школы различного характера правоохранительные и культурно-досуговые мероприятия. Средняя общеобразовательная школа, имеющая высокий социальный статус в обществе, располагает исключительно широкими возможностями в области правового воспитания учащихся-подростков, своеобразно аккумулируя в себе как центр учебно-воспитательной деятельности, усилия многих социальных институтов воспитания общества, максимально способствует личностно-социальной и духовно-интеллектуальной самореализации своих воспитанников.
Литература
Ерошенко А.А. О правовом воспитании подростков. Краснодар, 2000.
Никитин А.Ф. Формирование правовых взглядов и убеждений учащихся. М., 2002.
Давыдов Г.П. Основы правового воспитания учащихся общеобразовательной школы. М., 2004.
Корчагина Т.В. Правовое воспитание учащихся в общеобразовательном процессе. М., 2003.
Кузнецов В.А. Нравственно-правовое воспитание подростков. Саратов, 2001.
Кожевников С.Н. Правовая культура как предпосылка социально-правовой активности личности. М., 2006.