Алгоритмы как элемент программированного обучения в практике преподавания русского языка


Рагимова З.Н.,

преподаватель кафедры русского языка и межкультурной коммуникации БСУ









Проблема формирования прочных навыков грамотного письма по-русски является весьма сложной, и решение ее сопряжено с рядом трудностей лингвистического, психолого-педагогического и методического характера.

Известный психолог Д.Н.Богоявленский, основываясь на учении И.П.Павлова о физиологических механизмах автоматизации, учении о второй сигнальной системе, определяет выработку автоматизированного орфографического навыка как процесс постепенного перехода «от развернутого процесса суждений и умозаключений» к «свернутому» процессу письма без рассуждений, во время которого цепь логических рассуждений сокращается, постепенно приводя к моментальному выполнению действий «без размышлений» [1, 103].

Принимая во внимание это положение «преподаватель должен подходить к выработке орфографических навыков дифференцированно» [4, 150].

Стремление повысить эффективность образования вызвало к жизни программированное обучение, которое «позволяет более полно осуществить индивидуальный подход к каждому учащемуся, непрерывно оказывать нужную помощь, осуществлять непрерывный контроль над его работой и заставлять работать каждого учащегося в течение всего учебного процесса с максимальной интенсивностью и концентрацией внимания на изучаемом предмете» [3, 9].

В настоящей статье мы ставим целью поделиться опытом использования алгоритмов как элементов программированного обучения в практике преподавания русского языка.

Алгоритмизация учебного процесса может способствовать решению одной из важнейших задач, стоящих перед методикой: поставить грамматические знания учащихся на службу выработке навыков и рационально организовать его мыслительную деятельность.

До недавнего времени считалось, что алгоритмами можно пользоваться при решении математических и логических задач, но после было доказано, что алгоритмизации поддаются и различные грамматические задачи. В этой связи уместно замечание А.Н.Щукина, который отмечает: «Чтобы управление процессом обучения было действенным, контроль должен охватывать всех учащихся по возможности во всех формах учебного процесса». Более того, «средства контроля – это учебные материалы, которые используются для проверки уровня владения языком» [7, 252].

Алгоритмизация учебного процесса требует строгого определения цели и содержания обучения, причем деятельность обучаемого должна быть расчленена на отдельные компоненты. Составитель алгоритма должен четко себе представлять, какие действия должны производить студенты для того, чтобы добиться желаемой цели.

Алгоритмические схемы «имеют дидактическое значение как нагляднообразное изображение процесса познания и его результата» [5, 41].

Существует несколько разновидностей построения алгоритмов. Из четырех способов записи алгоритмов (словесное описание, логические схемы, граф-схемы, блок-схемы) для педагогических целей наиболее удобными являются записи алгоритмических процессов в виде блок-схемы.

Чтобы учащиеся смогли правильно и глубоко усвоить орфографическое правило, приобрели прочный практический навык его реализации на письме «следует научить их расчленять мыслительную деятельность на ряд элементарных операций и, сообразно с природой материала, выполнить их в определенном порядке, поэтапно отрабатывая, т.е. составить алгоритм» [2, 21].

В ходе обучения орфографическим нормам с помощью алгоритма, мы предъявляем определенные требования к грамматическим упражнениям, на базе выполнения которых, собственно, и формируется навык.

Так, схема алгоритма для выявления и преодоления трудностей в написании проверяемых гласных в корне будет иметь такой вид:

1. Найди безударные гласные в корне.

2. Установи связь его с другими словами, выяви значение слова.

3. Можно ли проверить гласную изменением слова?

4. Как образовано слово? Где корень?

5. Подбери проверяемое слово.

Прежде чем пользоваться алгоритмической схемой, учащиеся должны научиться выполнять все включенные в нее операции. Важно подвести учащихся к пониманию того, что начинать работу надо с выявления ударного и безударного слогов; что нельзя проверять написание слова, не установив его значение; значение слова надо выявлять в контексте; родственные и проверочные слова надо подбирать, уже зная корень и значение слова; подбор родственных слов и поиск проверочного слова следует начинать с выявления ближайшего родственного слова, от которого образовано данное.

Осмыслив логическую схему алгоритма действий, учащие должны усвоить данное действие, его последовательность. Для этого нужны такие упражнения, при выполнении которых обучающиеся вынуждены были бы непременно выполнять необходимые операции и в письменной форме фиксировать их выполнение. Ученик ответ не конструирует, он его выбирает из данного перечня. И в зависимости от того, какой он выберет ответ (правильный или неправильный, точный или неточный, полный или неполный), программа направляет его или по прямому пути, или в одно из ответвлений (если ответвлений несколько, они имеют разное назначение, содержат разный дополнительный материал).

Например, при изучении темы «Чередование гласных в корнях -бир / -бер, -дир / -дер, -пир / -пер, -стил / -стел, -тир / -тер, -мир / -мер» ученикам предварительно сообщается о том, что чередование звуков в современном русском языке – распространенное явление, это – «закономерная замена одних звуков другими в основах родственных слов или форм одного и того же слова…»[6, 2], что явление чередования звуков возникло в процессе длительного исторического развития языка и в настоящее время сохраняется в языке. Наличие фактов чередования гласных в корне вызывает значительные трудности в усвоении правописания, ибо в устной речи они не всегда четко проявляются: так, корень слов умереть и умирать произносится приблизительно одинаково, а пишется различно. Затем составляется следующий алгоритм:

  1. Выделяю в слове корень.

  2. Определяю, следует ли за корнем суффикс –а?

ДА НЕТ


пишу -и пишу -е

Учащимся предлагается задание:

1. Руководствуясь данным алгоритмом, вставьте пропущенные буквы, подчеркните чередующиеся гласные -и, -е.

Соб…раю – соб…ру, зап…рать – зап…реть, пост…лать – пост…лить, выб…ру – выб…раю, разд…ру – разд…раю, расст…лю – расст…лаю, приб…ру – приб…раю, зам…рать – зам…реть, ум…рать – ум…реть, бл…стеть – бл…стать, ст…реть – ст…рать, раст…реть – раст…рать.

На следующем этапе работы, когда уже приобретены определенные навыки работы с алгоритмом, учащимся предстоит самостоятельно прочесть следующее правило, проанализировать примеры и составить алгоритм по образцу:

Чередование -а, -о в корнях -лаг, -лож, -кас, -кос.

1. Выделяю в слове корень.

2. Следует ли за корнем суффикс -а?

ДА НЕТ


пишу -а пишу -о

Задание№1. -Кас или -кос?

Весло к…снулось воды. Крючок к…сается дна. Наши лодки соприк…снулись. Ветка прик…снулась к лицу. Осторожно прик…сайтесь к ране. Причинить боль к…санием.

Задание№2. -Лаг или -лож?

Сл…гаемое, пол…гаться, предпол…жить, предл…гать, прил…жение, прил…жить, сл…гать, л…житься, прил…гать, изл…жение, прил…жу, прил…гаю, разл…жить, изл…жу.

Написание суффиксов -к и -ск.

Прочитайте пары слов: узкий – французский, шведский – немецкий. Суффиксы в этих словах звучат похоже, потому что согласные перед ними находятся в слабой позиции, чтобы не ошибиться, нужно вспомнить правило:

Суффикс -к- пишется:

1. в прилагательных имеющих краткую форму: скользкий – скользок, близки – близок, низкий – низок;

2. в прилагательных, образованных от существительных с основой на к, ч, ц: рыбак – рыбацкий, ткач – ткацкий, немец – немецкий.

В других прилагательных пишется суффикс -ск-: матрос – матросский, якут – якутский.

Учащимся предлагаются задания:

Задание №1. Перепишите тексты, вставляя прилагательные по смыслу.

Европа – это мозаика из различных языков: от французского до финского, от португальского до румынского. Некоторые из них в ходе истории пересекли вместе с исследователями океан. Так, сегодня в Бразилии говорят на …, в Аргентине и Мексике – на …, в Канаде – на … и языках.

Задание №2. В мире существует более трех тысяч языков. Самый распространенный язык – … . На нем говорят пятьсот миллионов человек. Однако самый массовый язык – … . Его знает более миллиарда человек. Родной язык россиян – … язык тоже входит в число самых распространенных языков мира.

Ответы: 1) португаль…ом, испан…ом, француз… ом, англий…ом.

2) англий…ий, китай…ий, рус…ий.

Задание №3. Составьте список языков, о которых вы знаете хоть что-нибудь. Интересно, сколько названий языков окажется в вашем списке. В каких из этих прилагательных есть суффикс -ск-, а в каких -к-?

-н и -нн в прилагательных.

Суффиксы, в состав которых входит буква н, доставляют пишущему немало хлопот. Но у разных частей речи свои правила правописания н и нн. Поэтому, прежде всего, надо установить, с какой частью речи мы встретились.

Речь пойдет о прилагательных, образованных от имен существительных. Например: старинная – старина, серебряный – серебро. Такие прилагательные называются отыменными. Их не нужно путать с отглагольными прилагательными и причастиями, у которых свои правила правописания -н и -нн.

I. Определяю относится ли слово

к исключениям.


ДА НЕТ


пишу по памяти II. Определяю, от какой части речи

образовано прилагательное.


от глагола от существительного


НЕТ ДА

III. Определяю, как образовано прилагательное.


с помощью с помощью от основы

суффиксов суффиксов на -н

-енн-, -онн- -ин, -ан, -ян с помощью

суффикса -н

пишу -нн- ДА НЕТ пишу -нн-

пишу -н- пишу -нн-

Напомним исключения:

1. В прилагательных оловянный, стеклянный, деревянный ­суффикс -нн.

2. В прилагательном ветреный суффикс -ен-.

3. Прилагательные румяный, единый, свиной, пряный, юный, зеленый, синий пишутся с буквой н. У этих слов нет суффиксов.

Данные ниже задания могут служить примером закрепления приобретенных умений.

Задание №1. Прочитайте слова в таблице. Правильно ли они внесены в нее? Спишите, делая необходимые исправления. Обозначьте условия выбора -н- и -нн-.

-н-

-нн-

Масля(?)ное пятно, песча(?)ый берег, овчи(?)ая шуба, цели(?)ый урожай, глиня(?)ый горшок, ю(?)ый натуралист, олов