НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ-НЕФИЛОЛОГОВ.

Г.Байрамова

АГНА

 

 

 

 

Методика преподавания иностранных языков в настоящее время рассматривает процесс обучения речевой деятельности как систему обучения слушанию, говорению, письменной речи на определенном язы­ковом и информативном материале.

При обучении указанным видам речевой деятельности на любом этапе    мы исходим прежде всего из задач коммуникации: это означает, что мы должны производить отбор материала, входящего в содержание обучения      (т.е. указывать сферы и темы сообщения, текстовой материал, где они реализуются), языкового материала, обслуживающего данные сферы, темы.

Коммуникация может осуществляться в двух формах: устной и письменной. Цель обучения чтению на продвинутом этапе - свободное чтение текстов по указанной тематике, цель обучения письму - свободное выражение своих мыслей в письменной форме. Единицей обучения чтению и письму является сложное синтаксическое целое, т.е. отрезки письменной речи, образующие текст.

На продвинутом этапе осуществляются две основные зада­чи:  1) обучение языку как средству получения научной информа­ции;  2) обучение языку как средству общения.

Исходя из этих целей, продвинутый этап можно разделить на два подэтапа. Цель первого подэтапа - включить студентов в учебный процесс. Он реализуется в течение первого и второго семестров I курса. Основной текстовой материал по русскому языку - лекции и учебники по основным общеобразовательным, специальным и общественным предметам, изучаемым на I курсе. Цель второго подэтапа - обеспечить участие студентов в учеб­ном процессе (формировать умения необходимые для реферирования, тезирования, написания курсовой работы), дать студентам определенную сумму знаний (общественно-политических, социально-культурных и других в плане страноведения), позволяющих им общаться в среде изучаемого языка, читать литературу, т.е. реали­зовать все три цели обучения: коммуникативную, образовательную и воспитательную. Этот подэтап реализуется в течение II и III курсов. Текстовыми материалами являются газетные и журнальные статьи, произведения художественной литературы, статьи по спе­циальности и другие материалы.

На продвинутом этапе каждый временной период обучения имеет свое соотношение видов речевой деятельности, определенный набор формирующихся навыков и умений. Мы остановимся на проблеме письменной речи продвинутого этапа обучения.

Как показывает практика письменная речь является наиболее слабым звеном в системе обучения. В связи с этим на продвину­том этапе довольно большое время должно отводиться учебным дейст­виям, способствующим формированию навыков и умений в письменной речи.

Коммуникативные цели диктуют определенную последовательность обучения видам письменной речи, представляющим собой воспроизведение       с разной степенью свернутости: конспект, тезисы, реферат, резюме,    аннотация.

Обучение письменной речи на первом подэтапе тесно связано с обучением тению и аудированию, и подчинено коммуникативной задаче - научить студен­тов конспектировать лекции и литературу по специальным, общеобра­зовательным и общественно-политическим дисциплинам.

Главной задачей обучения письменной речи является состав­ление       плана, конспектов и тезисов прочитанного или услышанного. Параллельно ведется обучение монологическому высказыванию (описание и повествование) в письменной форме, репродуктивно-продуктивного характера.

В результате у сту­дентов должны быть сформированы умение выделять из предъявляемого абзаца главную информацию: умение сжать текст путем трансформации, выделив основную информацию; навыки скоростного письма и сокращенной записи слов и предложений. Для реализации данных задач предлагаются основные типы учебных действий: развитие механизма скоростного         письма; развитие механизма эквивалентных замен разви­тие  умения вычленять информацию и воспроизводить ее с разной степенью свернутости;  развитие умения составлять текст.

 На втором подэтапе продолжается обучение в учебно-профессиональной сфере, с тем, чтобы постоянно обеспечивать участие студентов в учебном процессе вуза, которое  усложняется от курса к курсу и требует от обучаемых решения новых задач: извлечения информации из более сложных в языковом отношении источников, составления тезисов, рефератов и аннотаций, написания курсовых работ, составления докладов и т.д.  По словам Т.А.Вишняковой [1] опытное обучение пока­зывает, что задачи в области развития письменной речи, очень слож­ной    по типам и формам речи, могут быть выполнены только в том слу­чае, если на этот вид речевой деятельности (в сфере учебно-профессионального общения) отводится не менее 40% учебного времени. На втором подэтапе возникает необходимость познакомить сту­дентов с новыми типами речи, широко функционирующими в учеб­но-профессиональной сфере общения, и прежде всего с монологом-рассуждением.

Особенностью второго подэтапа является усложнение речевого материала, переход к овладению новыми типами, разновидностями, прежде всего такими, как аннотация, реферат, доклад (сообщение) на научную тематику. Следовательно, если на первом подэтапе: текстовой материал, повторял тексты по ведущим дисциплинам I курса, то на втором подэтапе целесообразно обращаться к новому для студентов материалу.

Все указанные типы высказываний  реализуются в основном в пись­менной речи: даже доклады и другие устные высказывания и сооб­щения готовятся предварительно   в письменной форме. Как было сказано выше, коммуникативные цели диктуют определенную последовательность обучения видам письменной речи, представляющим    собой воспроизведение с разной степенью свернутости: конспект, тезисы, реферат, резюме, аннотация. Следуя данной последовательности, рассмотрим перечисленные виды письменной речи.

 

ОБУЧЕНИЕ СОСТАВЛЕНИЮ ПЛАНА ТЕКСТА

НАУЧНОГО СТИЛЯ РЕЧИ

 

Перед тем, как приступить к составлению плана научного текста необходимо несколько раз прочитать его.

На занятиях следует вводить последовательно четыре наиболее распространенные формы плана: простой план, который по структур­ному характеру предложения делится на вопросный, номинативный и предложно- падежный, а также сложный план.

Работу лучше начинать с простого плана.

Объем учебного текста не должен превышать 5-6 страниц.

 

               ОБУЧЕНИЕ СОСТАВЛЕНИЮ КОНСПЕКТА

                                 УЧЕБНОГО ТЕКСТА

 

Конспект - это "вторичный документ". Наиболее точно связанный с первоисточником.

Под конспектированием понимается особый вид аналитико-синтетической переработки информации в процессе восприятия и письменной фиксации читаемого или аудируемого текста.

Результатом такой работы является запись, позволяю­щая ее автору с необхо­димой полнотой восстановить полученную информацию.

Принято подразделять конспекты по объему (полные, крат­кие  и смешанные), по количеству перерабатываемых первоисточников (по семантической эквивалентнос­ти первоисточника  и  конспекта.

Для краткого конспекта отбираются лишь положения об­щего характерам подробный включаются их доказательства, пояснения, иллюстративный материал; смешанный конспект пред­полагает совмещение того и другого способа представления ин­формации. Конс­пект любого из перечисленных видов будет выполнять свое целе­вое назначение только, если позволит автору с достаточной полнотой восстановить.

При составлении конспекта следует обучить студентов переформулировке элементов текста в более обобщенную форму, стараясь передать основные положе­ния текста.

 

ОБУЧЕНИЕ СОСТАВЛЕНИЮ РЕФЕРАТА

 

Реферат - это сжатая передача основной информации источника в связи со специальным заданием, т.е. студент должен выбрать ту информацию, которая соответствует целям и задачам реферирования: поиск и вычленение информации, сравнение и обобщение инфор­мации, абстракция и аргументация.

Реферат называется также, как и реферируемый источник со всеми выходными данными и указанием автора реферата. Подзаголовком служит слово "Реферат".

Реферат композиционно состоит из трех частей. Первая часть реферата - описание темы, целей и задач, по­ставленных в источнике.

Вторая часть - изложение принципов и методов исследо­вания, его специфические характеристики.

Третья часть - практическая ценность информации, полученной в результате реферирования.

Объем учебного реферата не должен превышать одной страницы.

 

 

ОБУЧЕНИЕ СОСТАВЛЕНИЮ АННОТАЦИИ

 

 

Аннотация представляет собой предельно краткое наложение главной информации текста - источника, сообщает его тематику, кому и с какой целью он может быть полезен.

Аннотация состоит их двух частей: изложение основной темы и определение области использования информации источника.

Аннотация отвечает на вопросы: о чем первоисточник и кому он адресован.

Коммуникативные задачи, связанные с письменной речью очень велики. В связи с этим на продвинутом этапе обучения русского языка студентов-иностранцев, обучающихся в неязыковом вузе, довольно большое время должно отводиться учебным действиям, способствующим формированию навыков и умений в письменной речи.

При обучении различным формам письменной речи (план, конспект, реферат, аннотация) необходимо придерживаться принципа поэтапного овладения, навыками и умениями аналитико-синтетической обработки информации.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Вишнякова Т.А. Обучение русскому языку студентов-нефилологов.

     М.: "Русский язык", 1980.

  1. Павлова В.П. Обучение конспектированию. М.,1978.

  2. Лингвометодические основы преподавания русского языка как иностранного на

      старших курсах. Сборник научных трудов. М.2009

  1. Кузнецова Л.М. Методика обучения иностранных учащихся конспектированию 

      печатных  текстов.  М.: "Русский язык", 1983.

  1. Костомаров В.Г., Митрофанова О.Д. Методическое руководство для   

     преподавателей русского языка иностранцам. М.:"Русский язык", 1984.

  1. Мотина Е.И.  Язык и специальность. М.: "Русский язык", 2003.

  2. Леонтьев А.А. Методика преподавания русского языка иностранцам. М., 1988.

  3. Щукин А.Н. Практическая методика обучения русского языка как  

     иностранного.    М., 2003.

 

Поделиться в Facebook
Поделиться в Twitter
Please reload