Концепт ХЛЕБ в лингвокультурологическом аспекте


М.Б. Ахундова

кандидат педагогических наук, доцент

Бакинского славянского университета

С.Г.Гасанова,

магистрант первого года обучения

педагогического факультета БСУ

Язык как зеркало культуры

В нем отражён реальный мир,

Мир человека, код культурный,

Возможно, с чем, связан мир людей:

Менталитет, самосознанье,

Система ценностей, конфликт,

Мироощущение, образ жизни,

Реальный мир, дискурс, концепт.

Эльчин Гашимов

I. Концепты как фрагменты языковой картины мира рассматриваются в рамках лингвокультурологии, науки, дающей системное описание языковой картины мира. «Концепты представляют собой коллективное наследие в сознании народа. Именно коллективное сознание является хранителем констант, т.е. концептов, существующих постоянно или очень долгое время» [9: 101].

Хлеб является одним из базисных концептов, лежащих в основе общего освоения человеческой действительности, но в то же время отличается национально-культурным своеобразием конкретного языкового воплощения, что необходимо учитывать в теории и практике преподавания русского языка как иностранного [1: 13].

Этимология ключевого слова хлеб

Слово хлеб М.Фасмер относит к др. <русск. хлъбъ>, восходящему к старославянскому хлъбъ и имеющее аналогию в болгарском хляб, сербохорватском хлёб, чешском chléb, польском chleb. Судя по интонации, – отмечает Фасмер, следует говорить о заимствовании из германского, хотя существуют и другие толкования, сближающие это слово с родственными обозначениями из других языков (9, 241-242).

«Хлеб – наше богатство», «Хлеб – всему голова», «Хлеб – надо беречь» - с гордостью и уважением говорит русский народ. А что нам известно о слове хлеб?

Откроем «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля [2: стлб. 1196-1199]. Словарная статья с заглавным словом хлеб занимает три отмеченных столбца. В.И.Даль выделяет несколько значений слова хлеб. А сколько пословиц, поговорок и устойчивых выражений находится в словарной статье. Свыше ста таких изречений приводит В.И.Даль: хлебушка – калачу дедушка; ржаной – пшеничному; хлеб греет, не шуба; хлеб – батюшка кормилец; хлеб на стол, и стол престол, а хлеба ни куска – и стол доска; покуда есть хлеб и вода, все не беда; рыба вода, ягода трава, и хлеб всему голова и др.

Пожалуй, только хлеб так прославляется в пословицах и поговорках, так значительна его роль в жизни человека.

«Учебный словарь сочетаемости слов русского языка» [8: 642] содержит часто встречающиеся в русском языке беспредложные и предложные сочетания слов. Самая богатая дистрибуция у слова хлеб в значении продукта питания: хороший, свежий, теплый, душистый, мягкий, черствый, вкусный, сырой, подгорелый, белый, черный, пшеничный, ржаной, кукурузный; хлеб с чаем; кусок, краюха, ломоть, вкус, запах, аромат, качество, цена, выпечка, черствеет, высох, засох и др.

Слово хлеб – богатое слово, имеющее много однокоренных. «Школьный словообразовательный словарь русского языка» [6: 534] фиксирует. Хлеб: хлеб-ец, хлеб-у-шек, хлеб-уш-ко, хлеб-н-ый, на-хлеб-ник, на-хлеб-ни-ца, хлеб-о-булоч-н-ый, хлеб-о-пекарня, хлеб-о-печение, хлеб-о-продукт, хлеб-орез, хлеб-о-роб, хлеб-о-уборк(а), хлебоубороч-н-ый, хлеб-о-хранилище, хлебо-кондитерский, хлебо-резка. Хлебо – первая часть сложных слов с разными значениями.

Во «Фразеологическом словаре русского языка» А.И.Молоткова [10: 506], слово хлеб встречается в составе устойчивых сочетаний: даром хлеб есть <жить напрасно, не принося пользы>; чужой хлеб есть <жить на чужой счет>; забывать хлеб-соль <проявлять неблагодарность по отношению к тому, кто оказывал гостеприимство>; сидеть на хлебе и воде <жить впроголодь>; садиться на хлеб и воду <лишить себя самого необходимого>.

Обращение к различным лингвистическим словарям многое даёт тем, кто стремится расширить и углубить свои знания в области русского языка.

Задания к I части статьи.

1. Прочитайте отрывок «Концепт хлеб…». Ответьте на вопросы:

а) Какие сведения об этимологии слова хлеб вы узнали? Из какого словаря?

б) Какие значения слова хлеб выделяет В.И.Даль?

в) Как развивались значения слова хлеб?

г) Почему в русском языке так много пословиц и поговорок, посвященных хлебу?

д) Какие сведения о слове хлеб даёт «Учебный словарь сочетаемости слов в русском языке», «Школьный словообразовательный словарь русского языка»?

2. Ознакомьтесь с толкованием некоторых пословиц и поговорок, встретившихся в статье.

3. В каких ситуациях можно употребить эти пословицы?

4. Прочитайте справку о фразеологическом сочетании хлеб – соль; перескажите.

5. Как вы думаете, почему самую богатую сочетаемость имеет слово хлеб в значении продукта питания?

6. Проанализируйте словообразовательное гнездо слова хлеб. Скажите, какой способ словообразования является здесь наиболее продуктивным? Почему?

7. Вы познакомились с лексикографическим анализом слова хлеб, сочетаемостью, функционированием этого слова в различных словарях русского языка. Какие ещё лингвистические словари вы можете назвать, в которых зарегистрировано это слово?

8. Как вы считаете, что даёт филологу, языковеду работа по словарям. Подготовьте на эту тему небольшое сочинение.

II. «Хлеб, соль, братина» - один из самых известных натюрмортов Владимира Фёдоровича Стожарова. Мы видим предметы, определяющие мировоззрение и образ жизни многих поколений людей на Руси. Само название картины вызывает ассоциации с древними народными обычаями, символизирующими хлебосольность, домовитость, изобилие.

В.Ф.Стожаров «Хлеб, соль, братина» (1964)

Беседа по репродукции

Цели беседы: подготовить студентов к устному сочинению-

описанию с элементами повествования по

натюрморту; способствовать формированию

интереса к русской культуре.

- Как вы думаете, этот натюрморт теплый или холодный?

- Почему он тёплый?

- Что ещё создаёт ощущение тепла?

- Что служит фоном натюрморта?

- Какой стол выбрал художник?

- Какие предметы находятся на столе?

- Какой, по вашему мнению, самый важный и главный предмет из тех, которые лежат на столе?

- Почему вы решили, что хлеб – самый главный предмет?

- Какой хлеб изображён на картине?

- Какой он формы?

- Как вы думаете, почему художник изобразил хлеб и целым, и разрезанным на части?

- Какие пословицы о хлебе вы знаете, кроме приведенных? (Калач приестся, а хлеб никогда; ржаной хлебушко – калачу дедушка; хлеб да вода – крестьянская еда; без хлеба и мёдом сыт не будешь и др.)

- Что говорят нам пословицы о важности хлеба?

- Какой хлеб (судя по пословицам) был более привычен для русского крестьянина?

- Как называли хлеб в старину?

- Каким чувством художника проникнуты предметы, изображенные на картине?

- Запомните значение слова брати́ка – устар.: сосуд для питья.

- Запишите материалы своих наблюдений в такой последовательности: что наблюдаем, какими словами описываем, что рассказываем.

- Подготовьтесь к устному сочинению – описанию по репродукции картины «Хлеб, соль, братина». В.Ф.Стожаров написал не просто красивую картину, он преподнес нам урок – урок памяти, доброты, человечности.

И вспоминаются стихи моего детства.

Хлебушко.

Вот он –

хлебушко душистый

Вот он –

мягкий, золотистый,

В каждый дом,

На каждый стол

Он пожаловал – пришёл.

В нем – здоровье наше, сила.

В нем чудесное тепло:

Столько рук его растило,

Охраняло,

Берегло!

(С.Тогореловский).

III. Отрывок из очерка азербайджанского писателя А.Касымова «Дорога на мельницу» [5] предназначен для чтения в аудитории с последующим его обсуждением. Отрывок сопровождается лингвокультурологическими комментариями, а также заданиями, направленными на адекватное понимание текста на уровне его содержания и смысла.

Дорога на мельницу

Река Дубанди разделяет на две части древний город Азербайджана Ордубад. В далёкие времена моего детства днем и ночью доносился шум жерновов, в расположенных на реке старой мельницы села Гюламан. А порой, когда народу на мельнице бывало особенно много, приходилось и ночевать там. Дожидавшиеся своей очереди сидели вокруг пышащего жаром тендира и пекли хлеб – национальный фятир, казавшийся мне вкуснее всех лакомств.

Часть полученной нами муки мы отдавали мельнику – своеобразная плата за труды и, взвалив на себя тяжелые мешки с мукой, возвращались домой – всё той же тропинкой вдоль реки.

Жили мы, гюламанцы, дружно, радостно, счастливо. А горе уже прокрадывалось к нам … Началась Великая Отечественная война …

Спустя несколько месяцев меня позвал к себе один из наших школьных учителей и сказал: «Сын мой, хочу попросить тебя об одном одолжении, но, право, мне неловко. Ты ведь знаешь, я приезжий и сам не найду мельницы. Из деревни мне прислали немного зерна – если тебе не трудно, отнеси его на мельницу».

Я был рад, что учитель обратился именно ко мне. Ведь учителя казались нам не просто людьми, а воплощением знания, духовной чистоты и честности. Почитали мы их ни меньше, чем своих родителей, а порой даже и больше...

Ту ночь мне снилось, что я выполнял какое-то очень важное задание. Проснувшись, я обнаружил, что ещё не рассвело. Взяв у учителя мешок с зерном, в котором, кстати, оказалось от силы полпуда ячменя, отправился на мельницу.

…Я предложил мельнику взять муки за работу, как было заведено, но он отказался: «Сынок, учитель – наш гость. Мы все обязаны уважать его».

Отгремела война. Прошли годы. Воспоминания привели меня как-то в родные края – в Ордубад.

Мне захотелось навестить старую гюламанскую мельницу…

Задания

1. Найдите в Толковом словаре русского языка значения следующих слов: жернов, мельница, мельник, обмолоть, мука, зерно, ячмень. Составьте с ними предложения.

2. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы.

1) Где происходят описываемые события? 2) Почему на гюламанской мельнице бывало много народа? 3) Как жители села расплачивались с мельником? 4) Что пекли, дожидаясь своей очереди? 5) Как жили гюляманцы? 6) Почему учитель попросил мальчика сходить на мельницу? 7) Как относились люди к учителям? Почему? 8) Почему автор решил навестить старую мельницу? 9) Что сказал мельник мальчику? 10) Какую роль играет хлеб в жизни человека? 11) Как вы думаете, почему писатель А.Касымов назвал свой очерк «Дорога на мельницу»? Аргументируйте свой ответ. 12) Расскажите, что вы узнали об отношении азербайджанского и русского народов к хлебу; о традициях, связанных с этим продуктом. 13) Прочитайте и запомните слова педагога В.Сухомлинского о хлебе. «Сынок, пусть для тебя хлеб на всю жизнь останется святым. И проклят будет тот, кто хоть когда-нибудь выразит пренебрежение к хлебу.»

Мы проанализировали только одно слово хлеб и убедились, насколько сложна и богата его судьба в лингвокультурологии. И пожалуй, не бывает в жизни человека такого дня, когда бы он ни разу не произнёс слова ХЛЕБ.

Литература

  1. Введенская Л.А. Слово «хлеб» Русский язык за рубежом. 1974 № 2.

  2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. СПб. – М., 1912. Т. IV.