Концепт ХЛЕБ в лингвокультурологическом аспекте

 

М.Б. Ахундова

кандидат педагогических наук, доцент

 Бакинского славянского университета

 

С.Г.Гасанова,

магистрант первого года обучения

педагогического факультета БСУ

 

 

 

 

Язык как зеркало культуры

В нем отражён реальный мир,

Мир человека, код культурный,

Возможно, с чем, связан мир людей:

Менталитет, самосознанье,

Система ценностей, конфликт,

Мироощущение, образ жизни,

Реальный мир, дискурс, концепт.

 Эльчин Гашимов

 

 

I. Концепты как фрагменты языковой картины мира рассматриваются в рамках лингвокультурологии, науки, дающей системное описание языковой картины мира. «Концепты представляют собой коллективное наследие в сознании народа. Именно коллективное сознание является хранителем констант, т.е. концептов, существующих постоянно или очень долгое время» [9: 101].

Хлеб является одним из базисных концептов, лежащих в основе общего освоения человеческой действительности, но в то же время отличается национально-культурным своеобразием конкретного языкового воплощения, что необходимо учитывать в теории и практике преподавания русского языка как иностранного [1: 13].

Этимология ключевого слова хлеб

 Слово хлеб М.Фасмер относит к др. <русск. хлъбъ>, восходящему к старославянскому хлъбъ и имеющее аналогию в болгарском хляб,  сербохорватском хлёб, чешском chléb, польском chleb. Судя по интонации, – отмечает Фасмер, следует говорить о заимствовании из германского, хотя существуют и другие толкования, сближающие это слово с родственными обозначениями из других языков (9, 241-242).

«Хлеб – наше богатство», «Хлеб – всему голова», «Хлеб – надо беречь» - с гордостью и уважением говорит русский народ. А что нам известно о слове хлеб?

Откроем «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля [2: стлб. 1196-1199]. Словарная статья с заглавным словом хлеб занимает три отмеченных столбца. В.И.Даль выделяет несколько значений слова хлеб. А сколько пословиц, поговорок и устойчивых выражений находится в словарной статье. Свыше ста таких изречений приводит В.И.Даль: хлебушка – калачу дедушка; ржаной – пшеничному; хлеб греет, не шуба; хлеб – батюшка кормилец; хлеб на стол, и стол престол, а хлеба ни куска – и стол доска; покуда есть хлеб и вода, все не беда; рыба вода, ягода трава, и хлеб всему голова  и др.

Пожалуй, только хлеб так прославляется в пословицах и поговорках, так значительна его роль в жизни человека.

«Учебный словарь сочетаемости слов русского языка» [8: 642] содержит часто встречающиеся в русском языке беспредложные и предложные сочетания слов. Самая богатая дистрибуция у слова хлеб в значении продукта питания: хороший, свежий, теплый, душистый, мягкий, черствый, вкусный, сырой, подгорелый, белый, черный, пшеничный, ржаной, кукурузный; хлеб с чаем; кусок, краюха, ломоть, вкус, запах, аромат, качество, цена, выпечка, черствеет, высох, засох и др.

Слово хлеб – богатое слово, имеющее много однокоренных. «Школьный словообразовательный словарь русского языка» [6: 534] фиксирует. Хлеб: хлеб-ец, хлеб-у-шек, хлеб-уш-ко, хлеб-н-ый, на-хлеб-ник, на-хлеб-ни-ца, хлеб-о-булоч-н-ый, хлеб-о-пекарня, хлеб-о-печение, хлеб-о-продукт, хлеб-орез, хлеб-о-роб, хлеб-о-уборк(а), хлебоубороч-н-ый, хлеб-о-хранилище, хлебо-кондитерский, хлебо-резка. Хлебо – первая часть сложных слов с разными значениями.

Во «Фразеологическом словаре русского языка» А.И.Молоткова [10: 506], слово хлеб встречается в составе устойчивых сочетаний: даром хлеб есть <жить напрасно, не принося пользы>; чужой хлеб есть <жить на чужой счет>; забывать хлеб-соль <проявлять неблагодарность по отношению к тому, кто оказывал гостеприимство>;  сидеть на хлебе и воде <жить впроголодь>; садиться на хлеб и воду <лишить себя самого необходимого>.

Обращение к различным лингвистическим словарям многое даёт тем, кто стремится расширить и углубить свои знания в области русского языка.

Задания к I части статьи.

1. Прочитайте отрывок «Концепт хлеб…». Ответьте на вопросы:

а) Какие сведения об этимологии слова хлеб вы узнали? Из какого словаря?

б) Какие значения слова хлеб выделяет В.И.Даль?

в) Как развивались значения слова хлеб?

г) Почему в русском языке так много пословиц и поговорок, посвященных хлебу?

д) Какие сведения о слове хлеб даёт «Учебный словарь сочетаемости слов в русском языке», «Школьный словообразовательный словарь русского языка»?

2. Ознакомьтесь с толкованием некоторых пословиц и поговорок, встретившихся в статье.

3. В каких ситуациях можно употребить эти пословицы?

4. Прочитайте справку о фразеологическом сочетании хлеб – соль; перескажите.

5. Как вы думаете, почему самую богатую сочетаемость имеет слово хлеб в значении продукта питания?

6. Проанализируйте словообразовательное гнездо слова хлеб. Скажите, какой способ словообразования является здесь наиболее продуктивным? Почему?

7. Вы познакомились с лексикографическим анализом слова хлеб, сочетаемостью, функционированием этого слова в различных словарях русского языка. Какие ещё лингвистические словари вы можете назвать, в которых зарегистрировано это слово?

8. Как вы считаете, что даёт филологу, языковеду работа по словарям. Подготовьте на эту тему небольшое сочинение.

II. «Хлеб, соль, братина» - один из самых известных натюрмортов Владимира Фёдоровича Стожарова. Мы видим предметы, определяющие мировоззрение и образ жизни многих поколений людей на Руси. Само название картины вызывает ассоциации с древними народными обычаями, символизирующими хлебосольность, домовитость, изобилие.

 

В.Ф.Стожаров «Хлеб, соль, братина» (1964)

 

Беседа по репродукции

Цели беседы:                     подготовить студентов к устному сочинению-

                                             описанию с элементами повествования по

                                             натюрморту; способствовать формированию     

                                             интереса к русской культуре.

- Как вы думаете, этот натюрморт теплый или холодный?

- Почему он тёплый?

- Что ещё создаёт ощущение тепла?

- Что служит фоном натюрморта?

- Какой стол выбрал художник?

- Какие предметы находятся на столе?

- Какой, по вашему мнению, самый важный и главный предмет из тех, которые лежат на столе?

- Почему вы решили, что хлеб – самый главный предмет?

- Какой хлеб изображён на картине?

- Какой он формы?

- Как вы думаете, почему художник изобразил хлеб и целым, и разрезанным на части?

- Какие пословицы о хлебе вы знаете, кроме приведенных? (Калач приестся, а хлеб никогда; ржаной хлебушко – калачу дедушка; хлеб да вода – крестьянская еда; без хлеба и мёдом сыт не будешь и др.)

- Что говорят нам пословицы о важности хлеба?

- Какой хлеб (судя по пословицам) был более привычен для русского крестьянина?

- Как называли хлеб в старину?

- Каким чувством художника проникнуты предметы, изображенные на картине?

- Запомните значение слова брати́ка – устар.: сосуд для питья.

- Запишите материалы своих наблюдений в такой последовательности: что наблюдаем, какими словами описываем, что рассказываем.

- Подготовьтесь к устному сочинению – описанию по репродукции картины «Хлеб, соль, братина». В.Ф.Стожаров написал не просто красивую картину, он преподнес нам урок – урок  памяти, доброты, человечности.

И вспоминаются стихи моего детства.

                        Хлебушко.

Вот он –

хлебушко душистый

Вот он –

мягкий, золотистый,

В каждый дом,

На каждый стол

Он пожаловал – пришёл.

В нем – здоровье наше, сила.

В нем чудесное тепло:

Столько рук его растило,

Охраняло,

Берегло!

(С.Тогореловский).

III. Отрывок из очерка азербайджанского писателя А.Касымова «Дорога на мельницу» [5] предназначен для чтения в аудитории с последующим его обсуждением. Отрывок сопровождается лингвокультурологическими комментариями, а также заданиями, направленными на адекватное понимание текста на уровне его содержания и смысла.

Дорога на мельницу

Река Дубанди разделяет на две части древний город Азербайджана Ордубад. В далёкие времена моего детства днем и ночью доносился шум жерновов, в расположенных на реке старой мельницы села Гюламан. А порой, когда народу на мельнице бывало особенно много, приходилось и ночевать там. Дожидавшиеся своей очереди сидели вокруг пышащего жаром тендира и пекли хлеб – национальный фятир, казавшийся мне вкуснее всех лакомств.

Часть полученной нами муки мы отдавали мельнику – своеобразная плата за труды и, взвалив на себя тяжелые мешки с мукой, возвращались домой – всё той же тропинкой вдоль реки.

Жили мы, гюламанцы, дружно, радостно, счастливо. А горе уже прокрадывалось к нам … Началась Великая Отечественная война …

Спустя несколько месяцев меня позвал к себе один из наших школьных учителей и сказал: «Сын мой, хочу попросить тебя об одном одолжении, но, право, мне неловко. Ты ведь знаешь, я приезжий и сам не найду мельницы. Из деревни мне прислали немного зерна – если тебе не трудно, отнеси его на мельницу».

Я был рад, что учитель обратился именно ко мне. Ведь учителя казались нам не просто людьми, а воплощением знания, духовной чистоты и честности. Почитали мы их ни меньше, чем своих родителей, а порой даже и больше...

Ту ночь мне снилось, что я выполнял какое-то очень важное задание. Проснувшись, я обнаружил, что ещё не рассвело. Взяв у учителя мешок с зерном, в котором, кстати, оказалось от силы полпуда ячменя, отправился на мельницу.

…Я предложил мельнику взять муки за работу, как было заведено, но он отказался: «Сынок, учитель – наш гость. Мы все обязаны уважать его».

Отгремела война. Прошли годы. Воспоминания привели меня как-то в родные края – в Ордубад.

Мне захотелось навестить старую гюламанскую мельницу…

Задания

1.  Найдите в Толковом словаре русского языка значения следующих слов: жернов, мельница, мельник, обмолоть, мука, зерно, ячмень. Составьте с ними предложения.

2. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы.

1) Где происходят описываемые события? 2) Почему на гюламанской мельнице бывало много народа? 3) Как жители села расплачивались с мельником? 4) Что пекли, дожидаясь своей очереди? 5) Как жили гюляманцы? 6) Почему учитель попросил мальчика сходить на мельницу? 7) Как относились люди к учителям? Почему? 8) Почему автор решил навестить старую мельницу? 9) Что сказал мельник мальчику? 10) Какую  роль играет хлеб в жизни человека? 11) Как вы думаете, почему писатель А.Касымов назвал свой очерк «Дорога на мельницу»? Аргументируйте свой ответ. 12) Расскажите, что вы узнали об отношении азербайджанского и русского народов к хлебу; о традициях, связанных с этим продуктом. 13) Прочитайте и запомните слова педагога В.Сухомлинского о хлебе. «Сынок, пусть для тебя хлеб на всю жизнь останется святым. И проклят будет тот, кто хоть когда-нибудь выразит пренебрежение к хлебу.»

Мы проанализировали только одно слово хлеб и убедились,  насколько сложна и богата его судьба в лингвокультурологии. И пожалуй, не бывает в жизни человека такого дня, когда бы он ни разу не произнёс слова ХЛЕБ.

 

Литература

  1. Введенская Л.А. Слово «хлеб» Русский язык за рубежом. 1974 № 2.

  2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. СПб. – М., 1912. Т. IV.

  3. Данькова Т.Н. Концепт «любовь» и его словесное воплощение. Авт. канд. дис. Воронеж, 2000.

  4. Махир Аль Кхамиль Концпт «богатство» в русской и арабской лингвокультурах. Русский язык за рубежом, 1998, №4.

  5. Касымов А. Дорога на мельницу. Русский язык за рубежом. 1980 № 4.

  6. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. М.1978.

  7. Толковый словарь русского языка (Под ред. Д.Н.Ушакова). М. 1940. Т I-IV.

  8. Учебный словарь сочетаемости слов русского языка (Под ред. П.Н.Денисова, В.В.Морковина). М. 1983.

  9. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М.1973, Т. IV.

  10. Фразеологический словарь русского языка (Под ред. А.И.Молоткова) М.1967.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

 

 

 

 

 

Поделиться в Facebook
Поделиться в Twitter
Please reload