Путешествие по Азербайджану

Г.С.Аббасова,

доктор философии по педагогическим наукам,

старший преподаватель кафедры

лингвистического обеспечения туризма

Азербайджанского института туризма

 

 

 

 

 

 

 

Развитие русской речи – это целенаправленный, научно и  практически обоснованный процесс, состоящий из ряда взаимосвязанных и взаимообусловленных аспектов, которые в своей совокупности образуют систему обучения.

Овладение языковым материалом для использования его в речи (аудирование, говорение, чтение, письмо) обеспечивается системой упражнений, которые представляют собой целенаправленные, взаимосвязанные действия, выполняемые в порядке нарастания языковых и операционных трудностей, с учетом последовательности становления речевых навыков, умений и характера реально существующих аспектов речи.

Самый простой акт речи содержит в себе учебные трудности двух уровней и требует упражнений, соответствующих этим уровням.

Упражнения группируются по их целевой направленности: упражнения на переработку формальной языковой информации и упражнения на понимание содержания и смысла текста.

Упражнения на понимание содержания текста нацеливают на происхождение структурно-семантических связей текста, выраженных формально. Это может быть выявление основных предметов, о которых идет речь в тексте; нахождение слов, передающих действия, условия действий; определение средств формального выражения времени действия, причинно-следственных отношении; выявление слов, описывающих признаки предметов, явлений, действий, нахождение в тексте предложений, подтверждающих или опровергающих данные суждения.

Ниже предлагаем методические разработки по теме «Нахчыванская Автономная Республика» для студентов, изучающих специальности по туризму.

 

Нахчыванская Автономная Республика

Предтекстовые задания

  1. Постарайтесь понять значение данных слов без словаря.

шахта – углубление в земле для добычи полезных ископаемых (угля, железных руд, золота и т.д.); горнопромышленное предприятие, которое занято добычей полезных ископаемых из-под земли;

величавый – исполненный внутреннего достоинства, величия, внушающий почтение к себе;

уникальный – единственный в своем роде, неповто­римый;

развалины (чего?) – остатки разрушенного старинного сооружения, постройки.

 

  1. Подберите к данным словам синонимы, составьте с ними предложения: распад, богатство, залежи, обнаружить, шахта, оча­ровательный, неожиданно, уникальный, масштаб.

Слова для справок: рудник, найти, охват, размах, развал, со­стояние, копи, размеры, восхитительный, вдруг, внезапно, непо­вторимый.

 

  1. Подберите антонимы к данным словам и словосочетаниям, составьте с ними предложения: узкий, взрослые, подземный, обилие, сухой, повехность земли, сохранить.

Слова для справок: недра земли, дефицит, влаж­ный, наземный, дети, потерять,  широкий.

 

  1. Определите значение данных слов и словосочетаний по сло­варю, составьте с ними предложения: горные перевалы; описывалось; разработка месторож­дения; для осмотра посетителями; новичок; узорчатый.

 

  1. Запишите данные слова, запомните их.

возможно – 1) mümkün; 2) ola bilər

гористая местность – dağliq ərazi

южный cклон – cənub yamac

расположено – yerləşir

залежи мрамора – mərmər yataqları

образцы минералов – mineral numünələri

запасы соли – duz ehtiyatları

вершины неприступных гор – əlçatmaz dağ zirvələri

изобилие чистой воды – təmiz su bolluğu

подземные воды – yeraltı sular

спуститься – enmək

распространены – yayılmışlar

развалины – dağıntılar, tikili qalıqları

сооружение – qurğu

 

6. Прочитайте текст и разделите его на две смысловые части. Раскройте смысл каждой части.

 

Нахчыванская Автономная Республика

На юго-западе Азербайджана находится Нахчыванская Автономная Республика (НАР). Она отделена от остальной территории страны узкой полосой чужого госу­дарства. Это произошло в начале ХХ века, во время создания СССР. Тогда армянские националисты обманом и хитростью присоединили часть исконных азербайджанских земель к территории Армянской Республики.

Расположена НАР на южных склонах Даралагез­ских и юго-западных склонах Зангезурских гор. Это гористая местность – более 30% территории авто­номной республики расположено на высоте от 600 до 1000 м над уровнем моря.

Автономная республика богата залежами мрамора, из­вести, гипса, каменной соли. На Дуздаге одна из больших соляных шахт специально оборудована для лечения пациентов с различными заболеваниями дыхательных путей.

Ландшафты территории Нахчыванской Автономной Рес­публики весьма своеобразны. Перед человеком, который впервые по­пал в этот край, предстанут величавые вершины непри­ступных гор, большие равнины, почти без растительности. Сюрпризом для гостя станет неожиданное изоби­лие чистой воды, рвущейся к свету из обры­вистых берегов реки Нахчыванчай. Под внешне сухими равнинами текут полноводные потоки и ручейки подземных вод. Среди них – минеральные и столовые, с уникаль­ным составом – Сираб, Бадамлы, Вайхыр, Нагаджир, Гызылд­жир. Минеральную воду разливают по бутылкам и вывозят за пределы республики.

Обилие подземных вод стало причиной того, что исторически здесь возникло и достигло высокого уровня искусство строи­тельства кяхризов – уникальных подземных, тоннелей для воды. Местные мастера по строительству кяхризов (кян-кяны) до сих пор сохранили свое искусство.

Вдоль государственной границы с Ираном и Турцией протекает река Араз. Кроме того, здесь около 40 других малых и средних рек, берущих начало в горах – с водоразделов Занге­зурского, Даралагезского и Конгур-Алагезского хребтов. Это Ордубадчай, Алинджачай, Гилянчай, Нахчеванчай, Арпачай, Дуглунчай, Акулисчай, и др. Есть здесь красивейшее озеро Батабат с так называемыми «плавающими островами».

Климат в автономной республике резко континентальный, темпера­тура колеблется от +43º летом и –30°С зимой. Влажность низ­кая. Растительность – бук, восточный дуб, орех, ива, клен, дикая груша, много лекарственных растений. Животные – медведи, кабаны, лисы, зайцы, волки, каменные куницы, безоаровые козлы, ма­лоазийские муфлоны. Птицы – улар каспийский, завирушка альпийская, ласточка горная, каменная куропатка.

По всему региону сохранилось большое количество развалин, остатков древних городов, башен, крепостей, мавзолеев. Этот край был заселен уже в глубокой древности, а оставшиеся с древних времен развалины оборонительных сооружений поражают своим масштабом.

 

7. Составьте предложения с данными лексико-грамматическими конструкциями:

Что расположено где?

Что богато чем?

Когда и где обнаружено что?

Чем для кого станет что?

Что послужило чему?

Где протекает что?

 

Послетекстовые задания

1. Ответьте на вопросы к тексту:

  1. Где расположена НАР?

  2. На какой местности расположена территория авто­номной республики?

  3. Чем богата НАР?

  4. В чем заключается необычность ландшафта терри­тории НАР?

  5. Какие целебные минеральные источники находятся на территории НАР?

  6. Что послужило причиной строительства кяхризов и в чем состоит уникальность этих сооружений?

  7. Какие реки протекают на территории НАР?

  8. В чем уникальность озера Батабат?

  9. Каковы климатические и природные условия НАР?

  10. Развалины каких сооружений сохранились на террито­рии НАР?

  11. О чём свидетельствуют и чем поражают эти руины?

 

2. Скажите, соответствует ли содержание текста его назва­нию. Если да, то докажите это, приводя пример из текста.

 

3. Разделите текст на части и озаглавьте каждую часть так, чтобы название выражало главную мысль, заключённую в этом отрывке текста.

 

4. К данным определениям подберите подходящие по смыслу определяемые слова, составьте с ними предложения: гористая…, автономная…, каменные…, соле­вые…, скалистые…, чистая…, полноводные… .

 

5.Составьте предложения, используя следующие одноко­ренные слова: состав, составная часть, состоять из, составлять.

 

  1. Прочитайте вслух следующие слова из текста и объяс­ните фонетические изменения при произношении. Составьте фонетические транскрипции к каждому слову: месность, маштаб, читается, ма, тонель, малазийский, реко, никая, ду.

 

  1. Прочитайте текст ещё раз, закончите предложения:

На юго-западе Азербайджана  ...

Автономная республика богата ...

На Дюздаге…

Ландшафты территории…

Сюрпризом для гостя…

Под внешне сухими равнинами  ...

Местные мастера по строительству ...

Вдоль государственной границы  ...

Этот край был заселен ...

 

8. Прочитайте отрывок из стихотворения Наби Хазри и выучите его наизусть:

Годы,

Как ветер

Прошли над твоей головой

Тучи,

Как годы,

Неслись без конца над тобою ...

Вот я стою,

Пораженный твоей красотою.

Сбросила ты, наконец,

Покрывало с лица.

 

9. Разыграйте диалог в лицах:

–  Привет, Джейхун! Как дела?

–  Спасибо, Акпер, а как твои?

–  Благодарю. Почему тебя давно не было видно?

–  Я ездил на лечение в Нахчеван.

–  В Нахчеван? А что там есть?

–  Там на­ходится один из редких в мире санаториев, который расположен­ в соляной шахте.

–  Как интересно! А что лечат там?

–  На Дуздане одна из соляных шахт для лечения пациентов с различными заболе­ваниями дыхательных путей. Там есть отделения для детей и для взрослых. Туда приезжают лечиться больные со всего мира.

–  А я не знал. Я обязательно поеду туда с дедушкой. У него астма.

–  Езжайте, Джейхун, вы не пожалеете.

–  Спасибо, пока!

–  Пока!

 

10. К данным русским пословицам и поговоркам подберите соответствующие на азербайджанском языке:

Лучший друг – мать, лучшая страна – Родина.

И дым Отечества нам сладок и приятен.

 

ТЕСТЫ

Тест № 1.

Что оборудовано в самой большой соляной шахте в Дудане?

а) курорт

б) туристический центр

в) пятизвездный отель

г) лечебница

 

Тест № 2.

Что имеется под внешне сухими равнинами Нахчевана?

а) озера

б) известь

в) минеральные воды

г) солевые залежи

 

Тест № 3

Какая река протекает вдоль границы с Ираном и Турцией?

а) Ордубадчай

б) Араз

в) Арпачай

г) Гилянчай

Поделиться в Facebook
Поделиться в Twitter
Please reload