Эссе на тему: «Учить русский. Можно? Модно? Выгодно?»


Сафарова Малика Абдухафизовна – учитель русского языка, СОУ № 93, района Сино, г. Душнабе.

Аннотация:

Автор знакомит читателей с эссе, которое было представлена на ХVII Международном Пушкинским конкурсе «Учить русский. Можно? Модно? Выгодно?», организованным «Российская газета», Россотрудичеством, Департаментом внешнеэкономических и международных связей города Москвы в 2017 году.

Ключевые слова:

Русский язык, учить, интересно, сборник, прогресс, ведущие ученые.

Русский язык на современном этапе – это язык межнационального общения народов СНГ. Русский язык как язык межнационального общения всех наций и народностей нашей страны выступает общим коммуникативным средством, благодаря которому обеспечивается взаимопонимание всех народов СНГ во всех сферах общественной жизни.

Русский язык в Таджикистане – язык межнационального общения Таджикистана согласно 2-ой статьи Конституции РТ 1999 года.

Для развития международных связей, обогащения достижениями культуры и духовными ценностями народов, создания условий, способствующих ускорению научно-технического прогресса, освоению современных информационных технологий, в Таджикистане признано целесообразным всемерное совершенствование преподавания и изучения русского языка.

Образование является одной из приоритетных и судьбоносных сфер жизни общества, будущее любой нации и страны, их развитие и процветание неразрывно связано с образованием. Невозможно представить развитие и процветание общества без всестороннего развития науки и образования, потому что ничто не имеет столь сильного влияния на развитие общества, как образование. Решение всех политических, экономических и социальных проблем общества, прежде всего, зависит от состояния образования. Именно поэтому в государственной политике в сфере управления наукой и образованием за годы независимости Республики Таджикистан возникли качественно новые отношения. Эти отношения нашли свое отражение в законах Республики Таджикистан "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", «Национальной концепции образования Республики Таджикистан». Во все периоды жизни таджикского общества образование считалось надежной опорой государства. Поэтому сегодня система образования Республики Таджикистан видит свою задачу в воспитании строителей демократического, правового и унитарного государства.

В республике большое значение придается изучению русского и иностранных языков. Согласно Указу Президента Республики Таджикистан от 4 апреля 2003 года "О совершенствовании преподавания и изучения русского и английского языков в Республике Таджикистан" Правительство разработало Государственную программу "О совершенствовании преподавания и изучения русского и английского языков в Республике Таджикистан на 2004-2014 годы" продленная с 2015-2020 гг. В настоящее время идет успешная реализация данной программы.

1.Проведение семинаров по усовершенствованию преподавания русского языка в таджикских школах.

2.Обязательное прохождение курсов повышения квалификации с учетом овладевания современных технологий.

3.Усиление требований при аттестации учителей средних и общеобразовательных школ и присвоения им категорий и др.

Русский язык признан одним из мировых языков – все это говорит о необходимости глубокого и всестороннего изучения русского языка. И надо признать, что нормальное функционирование образования, науки, экономики, вообще общение между людьми разных национальностей в республике фактически невозможно без свободного владения русским языком.

Неоднократно Президент РТ, Основатель мира и национального единства – Лидер нации Эмомали Рахмон в своих выступлениях говорит, что «русский язык окно в науку и средство общения с внешним миром». На уроке мира, посвященному началу нового учебного года в Таджикистане Эмомали Рахмон заявил – «Необходимо углубленно изучать русский и английский языки. Без этих двух языков мы будем находиться в изоляции, и будет невозможно дальнейшее развитие государства».

Нужно ли учить русский язык? На этот вопрос, конечно же, только один ответ: «Да, нужно и надо учить русский язык». Русский язык является языком науки, техники, культуры.

В Таджикистане поддерживается система школьного и высшего образования на русском языке. Большое внимание уделяется изучению русского языка. В общих общеобразовательных учреждениях русский язык изучается со 2 по 11 классы. В неделю проводится 3 урока русского языка в национальных классах. Каждый год ведется увеличение часов для преподавания русского языка. С 2015 года в школах РТ классы, в которых свыше 25 учеников делятся на подгруппы, что дает возможность эффективно преподавать и усовершенствовать русский язык ученикам – таджикам. С 2008 года издаются учебники по русскому языку, авторами которых являются видные ученые и учителя практики Каримова И.Х., М.Б.Нагзибекова, Л.В.Мягкая, Бабаева Р.Н., Л.А.Некрасова, Т.В.Гусейнова, Д.Х.Шабурова и др.

Русский язык популярен среди учеников – таджиков, так как они смотрят художественные фильмы, работают в интернете, используют различные социальные сети. Среди учеников считается, что говорить на русском языке очень модно, так как это повышает их статус среди сверстников. Хочется также добавить немного из своей педагогической практики: ученики активно участвуют в Неделях русского языка, посвященных различным датам русских писателей. Необходимость изучения русского языка среди учеников – таджиков является желание учиться в ВУЗ-ах Российской Федерации.

На вопрос – «Есть ли русский язык в вузовских программах ваших стран?». В Республики Таджикистан русский язык в вузовской программе есть. Русский язык изучается на нефилологических и гуманитарных факультетах на 1-ом курсе 1 год, в неделю 8 часов. Группы делятся на подгруппы, что облегчает преподавание и усвоение русского языка. В Таджикском национальном университете на гуманитарных факультетах (Философия, Филология, Азия – Европа, Журналистика и т.д.) занятия по русскому языку проводятся по пособию под редакцией педагогического коллектива факультета Русской филологии, кафедры МПРЯЛ: Русский язык. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ. Составители: проф. Ходжиматова Г.М., доц. Абдуллаева Т., доц. Бубиев Х.М., ст.преп. Абдурасулов З., асс. Хабибова М.О., Сафарова М.А. Учебное пособие содержит тексты и задания, направленные на активизацию языковых единиц в речи и имеет ярко выраженную практическую направленность.

Разрешают ли русский язык преподавать в общеобразовательных учреждениях РТ? Большое внимание уделяется преподаванию русского языка в общеобразовательных учреждениях: увеличивают часы, делятся классы на подгруппы, усовершенствуются учебники по русскому языку. Издаются методические пособия, сборники диктантов, тестов и т.д. для учителей русистов. Хотелось бы отметить, что автор данной статьи является соавтором Сборника тестов, диктантов и изложений по русскому языку и литературе (5-9 классы) под редакцией Нагзибековой М.Б., Ходжиматовой Г.М., Сафаровой М.А. Учебно-методическое пособие содержит тестовые вопросы и тексты для диктантов и изложений, которые охватывают программный материал по русскому языку в 5-9 классах средних общеобразовательных школ с таджикским языком обучения.

Пособие предназначается для учителей русского языка средних общеобразовательных учреждений РТ, а также для самостоятельной работы по русскому языку учащихся.

Русский язык имеет большое значение для элиты и молодежи Таджикистана. Этому свидетельствует, функционирование в республики газет на русском языке: «Азия – plus», «Вечерний Душанбе», «Народная газета», журнал «Памир», журнал Министерства образования АН РТ «Русский язык и литература в школах Таджикистана», который оказывает большую помощь учителям русского языка, так как в этом журнале учителя- русисты делятся своими методическими разработками, ведущие доценты, профессора печатают научные статьи.

Хотелось также отметить, что в республике при изучении русского языка имеются и проблемы. На сегодняшний день в республике, в особенности в дальних селах отсутствует русскоязычное население, а вследствие этого отсутствует языковая среда, у детей нет потребности говорить на русском языке. Родным языком ребенок овладевает естественно – слушая, подражая, постоянно общаясь. Значит, при изучении второго языка важна коммуникативная среда. Дети слушают в основном русскую речь, только на уроке русского языка, смотря телевизор, слушая радио, читая книги, но им трудно дается спонтанная речь на русском языке. К сожалению, у учащихся - таджиков слабо развита речевая деятельность на русском языке. На это есть объективные причины: исключение из школьной программы предмета – «русская литература», которая давала возможность развивать речь и пополняла лексический запас учащихся, отсутствие языковой среды и нехватка квалифицированных преподавателей русского языка в школах.

Мы 25 лет прожили без СССР, оценили свои возможности, увидели, как многое рушится, особенно в экономике, в финансовых торговых отношениях, но главное, что объединяет людей, остается навсегда — это культура, язык и традиции. И мы с каждым днем понимаем, что роль русского языка имеет колоссальное значение.

Нельзя сказать, что в РТ растет поколение, которое не знает русского языка. Но нам нужны новейшая научная литература на русском языке, а также пособия, учебники, в которых будет представлена практическая часть преподавания русского языка как иностранного. Наш форум держится на русском языке, иначе как бы мы общались.