Интегрированный урок русского языка и литературы. «Жизнь и творчество А.С.Пушкина. Имя существительное»

 

 Сафарова Малика Абдухафизовна

  учитель СОУ № 93 район Сино, г.Душанбе.

 

 

 

 

 

 

Интегрированный урок русского языка и литературы.

«Жизнь и творчество  А.С.Пушкина. Имя существительное»

 

Аннотация:

          Автор предлагает интегрированный урок в классах с таджикским языком обучения.  В связи с тем, что  на данный момент отдельной дисциплины «Русская литература» отсутствует в классах с национальным языком обучения.   Автор предлагает свой метод, в обучения русского языка интегрируя с русской литературой. 

Ключевые слова:

          Поэзия, грамматика, поэт, зима, памятник, интегрированный урок, литература. 

Цель:

Обучающие:

*научиться правильному пониманию текста;

*осмыслению темы, основной мысли, типа речи текста;

*выразительно читать на русском языке;

*анализировать прочитанное;

*грамотно писать;

Развивающие:

*развивать речь, творческие способности учащихся;

*расширять кругозор.

Воспитывающие:

*Воспитывать интерес к русскому языку, изучаемому предмету;

Оборудование:

Иллюстрации из жизни А.С. Пушкина. Наглядное пособие.

Методический прием: ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Организационный момент:

- Здравствуйте ребята! Мы с вами проведем сегодня «Интегрированный урок русского языка и литературы». Тема нашего урока «Жизнь и творчество  А.С.Пушкина. Имя существительное»

 II. Речевая разминка. (прослушивание аудиозаписи  «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»)

- Каких русских писателей вы знаете?

- Какие стихотворения А.С. Пушкина вы знаете?

- Продекламируйте  стихотворения  поэта.

III. Объяснение  темы урока.

          Ребята, сегодня мы с вами познакомимся поближе с творчеством А.С.Пушкина.

          Русская литература – поэзия, проза, драматургия – одна из самых известных в мировой литературе. Она написана на русском литературном языке, основоположник которого считается Александр Сергеевич Пушкин.

          Его творчество известно всем. Лирические стихотворения, поэмы, повести Пушкина знают и  любят многие читатели. Его портрет всем знаком; всякий, взглянув на это лицо с живыми, ясными глазами, на эти вьющиеся волосы и курчавые банкербарды на щеках, скажет: это Пушкин.

          А сейчас мы с вами прочитаем текст о поэте. Узнаем о его жизни и творчестве.

Ученик: Пушкин родился в Москве 6 июня 1799 (тысячу семьсот девяносто девятого года). Он был сыном помещика Сергея Львовича Пушкина. Маленький Саша очень любил свою бабушку Марью Алексеевну и няню Арину Родионовну, которые рассказывали будущему поэту сказки, пели песни, пробудившие в его душе любовь к русской народной поэзии. Пушкин рано научился читать и по-русски и по-французски. Он часто забирался в отцовский кабинет и с увлечением читал его книги.

Ученик:     В 1811 (тысяча восьмисот одиннадцатого года), когда Пушкину исполнилось двенадцать лет, он стал учиться в Лицее – специальной школе для мальчиков знатных фамилий. Учили лицеистов  лучшие учителя и профессор. За шесть лет совместной жизни мальчики очень сдружились и позже, после окончания Лицея, они каждый год собирались вместе 19 октября праздновать годовщину открытия Лицея.

 

Ученик:     В Лицеи Пушкин начал писать стихи по-русски, и очень скоро товарищам и профессорам стало ясно, что среди них растет великий талант, будущий замечательный поэт.  В 1815 (тысяча восьмисот пятнадцатом году) на лицейском экзамене Пушкин прочел свое стихотворение «Воспоминания в Царском Селе». Присутствовал среди гостей семидесятилетний Державин,  он был в восторге от этого стихотворения и со слезами на глазах бросился обнимать молодого поэта. Державин после говорил, что в Пушкине он видит своего наследника в поэзии.    

Ученик: Пушкин окончил Лицей в 1817 (тысяча восемьсот семнадцатом году). В это время он  уже был настоящим поэтом. Он умел писать прекрасные, звучные и живые стихи, умел настойчиво работать над своими произведениями, добиваться все лучшего и лучшего выражения своих мыслей  и чувств. Впечатления от окружающей жизни и книги, прочитанные им, воспитали в Пушкине горячую любовь к свободе.

Ученик:     Ссылка продолжалась шесть лет. Так случилось, что за время он побывал на Кавказе, в Крыму, в Молдавии и Одесе. Там он написал следующие поэмы «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыгане». Летом 1824 тысяча восемьсот двадцать четвертого года Пушкину было  приказано немедленно ехать в село Михайловск и жить там без права выезда.

Ученица читает стихотворения «Узник».

Ученик: И вот 1825  тысяча восемьсот двадцать пятого года в Петербурге  произошло восстание декабристов, среди которых было много друзей поэта. Осенью 1826 тысяча  восемьсот двадцать шестого  года молодой царь Николай пригласить Пушкина к себе для беседы, и ссылку кончились.

В своем дальнейшим творчестве Пушкина никогда не предал своих прежних идеалов, своих друзей – декабристов. Поэт написал стихотворения «Арион».

Прослушивание аудиозаписи «Арион».

Ученик:     Пейзажная лирика занимает особое место в творчестве Пушкина. Он был первым русским поэтом, который не только сам узнал и полюбил чудесный мир природы, но и открыл чудесный мир природы  и открыл прелесть пейзажа. Пушкин написал такие стихотворения о природу как:

 «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Зимняя дорога» и «Осень».

Ученик: декламируют стихотворении   «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Зимняя дорога» и «Осень».

Прослушивание аудиозаписи «Зимнее утро».

Ученик: Смерть писателя.

          А.С.Пушкин погиб на дуэли с Дантесом 27 января 1837 году (тысяча восьмисот тридцать седьмом году). Пушкин очень страдал от боли он был ранен смертельно ранен в живот. У его постели дежурили Жуковский, Вяземский, А.Тургенев и другие. Последние слова поэта были: «Жизнь кончена, тяжело дышать, давит». Пушкин умер 29 января 1837 году. 

 

IV. Закрепление темы: 

          Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы Кто? Что?

Например: бабочка, собака, бабушка,  стол, резинка, чайник. 

Имя существительное выражается категориями рода, числа и падежа.

В русском языке три рода, два числа и 6 падежей:

Мужской род – нулевое окончание, Ь, Й. (А, Я) – стол, камень, чай, папа, Петя.

Женский род – А, Я, Ь – книга, песня, тетрадь.

Средний род – О, Е (-мя) – окно,  море, яблоко, варенье. (время, бремя, семя, темя, знамя, вымя, имя, пламя, племя, стремя)

              Имена существительные изменяются по числам единственное и множественное число: книга — книги.

Однако в русском языке есть существительные, имеющие форму только единственного числа:  молоко, золото, сахар, тесто.

или только множественного: ножницы, ворота, очки, вилы, сутки, часы, шахматы.

    В русском языке 6 падежей:

Им.п. (кто? что?)  причина.

Р.п. (кого? чего?) причины.

Д.п. (кому? чему?) причине.

В.п. (кого? что?) причину.

Т.п. (кем? чем?) причиной.

П.п. (о ком? о чем?) о причине

Задание № 1.

Посмотрите на рисунки. Поставьте вопрос Кто это? Что это? и дайте ответ.

Например: Кто это? – Это мама. Что это? – Это стол.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 - кто это?                         - кто это?                - кто это?                 - кто это?

- это …………                  - это …………      - это ……………    - это …………

 

Задание № 2.

Запишите в первый столбик имена существительные отвечающий на вопрос кто?, во второй столбик на вопрос что?

Мама, волк, стол, папа, доска, собака, яблоко, краски, цветные карандаши, букварь, тигр, лев, карандаш, резинка, панда, жираф,  дедушка, кошка, бумага, зелень, газета, книга, ребенок, рубашка, бабочка, брюки, очки, сестра.

 

 

Задание №3.

Определите род существительных.

Корова, медаль, обувь,  яблоко, мама, кровать, лампа, камень, клей, осень, жираф,  люстра, ковер, стол, край, компьютер, конь, огонь, книга, тетрадь, ручка, карандаш, пенал сумка, рюкзак, апельсин, кухня, комната, гвоздь, речь, коридор, малина, арбуз, тигр, лев, тетрадь, ремень, словарь, чай, одеяло.

Задание № 4. Поставьте  имена существительные во множественное число.  Выделите окончания.

Окно – …..., памятник – …., место – …..., темница – …..., книга – …….., сердце – .. , пенал – …. ,зима – ….... , письмо – ... , риза  – ... , ручка – ………..

Задание № 5. Просклоняете следующие слова по падежам.

Образец: слово причина.

Им.п. (кто? что?)  причина.

Р.п. (кого? чего?) причины.

Д.п. (кому? чему?) причине.

В.п. (кого? что?) причину.

Т.п. (кем? чем?) причиной.

П.п. (о ком? о чем?) о причине.

Арион, Сибирь,  риза, памятник, осень, зима,  терпенье, сестра, темница, сердце.   

 

Итог урока:

V. Подведение итога урока:

а) Задание на дом: _______________________________________________  

б) Объявление оценок: ____________________________________________

 

Поделиться в Facebook
Поделиться в Twitter
Please reload