Роль нестандартных заданий в воспитании у учащихся интереса к изучению русского языка как иностранно


СОНА АББАСОВА

Учитель-методист школы № 95 города Баку

Под интересом в методике преподавания русского языка понимают такое «эмоциональное отношение учащихся к предмету, которое вызывает у детей желание познать изучаемое и стимулирует увлечение этим предметом».

Проблема интереса к изучению русского языка в школе связывается с нестандартностью подхода к содержанию и организации изучения предмета, ведущей к активизации мыслительной деятельности учащихся.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский, рассматривающий учение как серьезный труд, как труд, «полный мысли, считал, что, учение, лишенное всякого интереса и взятое только силою принуждения… убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет»

Психологи и педагоги рассматривают интерес, как важнейший мотив учебной деятельности школьников.

Ученые показали, что отсутствие непосредственной мотивации, которая исходит от самой учебной деятельности, ведет к приобретению таких знаний, которые мало влияют на формирование личности ребенка. Интерес, таким образом, выступает как важнейший мотив учения. Изучение русской грамоты в школах с азербайджанским языком обучение начинается с третьего класса.

С целью активизации процесса обучения и воспитания интереса к изучению русского языка предлагаю учащимся следующие виды работ:

1. Работа над произношениям.

а) рифмовки

б) небольшие стихотворения для хорового заучивания

в) договорки

г) чистоговорки

д) скороговорки

2. Работа с картинкой.

а) описание картинки

б) составление мини-рассказа

в) игры: «Найди картинку», «Будь внимателен, дружок»

3) Разучивание детских песенок

4) Инсценировки русских народных сказок

5) Подвижные игры

6) Воспроизведение ситуативных диалогов

7) Ролевые игры

Эти виды работ я использую на начальном этапе обучения, потому что младший школьный возраст-это период, наиболее благоприятный для развития речи учащихся, развития его творчества и фантазии.

Также предлагаю вниманию учителей нестандартные задания, которые активизирует познавательную активность учащихся.

Образцы заданий при изучении фонетики в 5 классе.

Задание 1. Апельсины или мандарины ? Какие фрукты лежали в ящике (Первый звук в отгадке гласный)

Задание 2. Замени в словах гласные

Сор – с…р

Сук – с…к

Какие слова у тебя получились ?

Задание 3. Замени в словах согласные звуки.

дом - … ом, рот - … от

Задание 4. Где ошибка ? Вычеркни «неправильную» пару

к-г, п-б, ш-ф, с-з, т-д

Задание 5. Найди друга ! Соедини пары звуков цветными карандашами

п ш д в

г к з ф

с б ж т

Задания 6. Какая игра появилась раньше ? (отгадка заканчивается непарным звонком согласным)

Футбол или теннис ?

Задание 7. Буквы потерялись.

А, Б, В, Г, Д, Е, Ж

Прикатили на еже !

З, И, К, Л, М, Н, О

Дружно вылезли в окно !

П, Р, С, Т, У, Ф, Х

Оседлали петуха !

Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я

Вот и все они, друзья! (Б. Заходер)

Сколько букв потерялось?

Назови и запиши потерянные буквы:

______________________________

Учащиеся любят разгадывать кроссворды. Их вниманию можно предложить тематические кроссворды. Например, вписать слово, в которых уже указаны гласные. Отгадать слова помогут картинки

Отгадай загадки и реши кроссворд.

Кто на свете ходит

В каменной рубахе ?

В каменной рубахе ходят…

Кто рано встает,

Голосисто поет,

Деткам спать не дает ?

С большим интересом учащиеся выполняют задание «Исправь ошибку»

Предлагаю учащимся исправить фразы, содержащие как логические (а), так и грамматические (б) и лексические ошибки (в).

а) Мама нарядила игрушки елками

Костюм любит надевать на себя Аню. Оля лечилась гриппом.

б) Я встретила мальчик и девочка. Они были совсем маленький.

в) Деревья и лес - это одно и тоже.

Вот это стол, на нем сидят,

Вот это стул за ним едят.

На уроке необходимо обучать учащихся строить высказывание. И, конечно, нужно использовать нестандартные задания. Например, дополни текст. Предлагаем ученикам текст, состоящий из простых нераспространенных предложений и просим дополнить рассказ подробностями. Например, такой: «Наступила осень. Дети пошли в лес. Они гуляли в лесу. Они нашли ежика. Дети обрадовались.

Наступила золотая осень. Дети пошли с учительницей на экскурсию в лес. Они долго гуляли в лесу, собирали ягоды и грибы. Неожиданно они увидели маленького ежика. Дети очень обрадовались.

Можно также предложить учащимся дописать текст, ответив на вопрос : «Что случилось потом ?»

Таким образом, используя на уроках нестандартные задания: логические загадки, ребусы, кроссворды, головоломки, задачи, в том числе и математические, задания типа «Возьми интервью»; задания, которые затрагивают личные интересы ребенка. Например: «Твой друг совершил плохой поступок и только ты знаешь об этом. Как ты поступишь ?» Трудные задания «Как ты считаешь, какое событие в истории Азербайджана является самым значительным ? Участником какого события ты бы хотел быть ? Почему ?» (это задание можно выполнять в устной или письменной форме), а также ряд других заданий (их, безусловно, очень много), которые развивают способность ребенка рассуждать, развивать внимание, память, мышление.

Мыслительный процесс у ребенка тогда наиболее активен, когда он сопровождается чувством радости, радости открытия нового, неизвестного. Учеников привлекает тот предмет, где особенно интересно и успешно протекает их деятельность.

«При обучении языку надо предлагать детям как можно больше творческих мыслительных заданий. Если задание не вызывает положительных эмоций у детей, не заинтересовывает их, учеба пройдет впустую»

Нестандартность работы помогает возбуждению эмоций у выполняющих ее – удивление перед необычным, нередко радостного чувства в процессе деятельности, удовольствия от полученного результата.