Роль нестандартных заданий в воспитании у учащихся интереса к изучению русского языка как иностранно


СОНА АББАСОВА

Учитель-методист школы № 95 города Баку

Под интересом в методике преподавания русского языка понимают такое «эмоциональное отношение учащихся к предмету, которое вызывает у детей желание познать изучаемое и стимулирует увлечение этим предметом».

Проблема интереса к изучению русского языка в школе связывается с нестандартностью подхода к содержанию и организации изучения предмета, ведущей к активизации мыслительной деятельности учащихся.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский, рассматривающий учение как серьезный труд, как труд, «полный мысли, считал, что, учение, лишенное всякого интереса и взятое только силою принуждения… убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет»

Психологи и педагоги рассматривают интерес, как важнейший мотив учебной деятельности школьников.

Ученые показали, что отсутствие непосредственной мотивации, которая исходит от самой учебной деятельности, ведет к приобретению таких знаний, которые мало влияют на формирование личности ребенка. Интерес, таким образом, выступает как важнейший мотив учения. Изучение русской грамоты в школах с азербайджанским языком обучение начинается с третьего класса.

С целью активизации процесса обучения и воспитания интереса к изучению русского языка предлагаю учащимся следующие виды работ:

1. Работа над произношениям.

а) рифмовки

б) небольшие стихотворения для хорового заучивания

в) договорки

г) чистоговорки

д) скороговорки

2. Работа с картинкой.

а) описание картинки

б) составление мини-рассказа

в) игры: «Найди картинку», «Будь внимателен, дружок»

3) Разучивание детских песенок

4) Инсценировки русских народных сказок

5) Подвижные игры

6) Воспроизведение ситуативных диалогов

7) Ролевые игры

Эти виды работ я использую на начальном этапе обучения, потому что младший школьный возраст-это период, наиболее благоприятный для развития речи учащихся, развития его творчества и фантазии.

Также предлагаю вниманию учителей нестандартные задания, которые активизирует познавательную активность учащихся.

Образцы заданий при изучении фонетики в 5 классе.

Задание 1. Апельсины или мандарины ? Какие фрукты лежали в ящике (Первый звук в отгадке гласный)

Задание 2. Замени в словах гласные

Сор – с…р

Сук – с…к

Какие слова у тебя получились ?

Задание 3. Замени в словах согласные звуки.

дом - … ом, рот - … от

Задание 4. Где ошибка ? Вычеркни «неправильную» пару

к-г, п-б, ш-ф, с-з, т-д

Задание 5. Найди друга ! Соедини пары звуков цветными карандашами

п ш д в

г к з ф

с б ж т

Задания 6. Какая игра появилась раньше ? (отгадка заканчивается непарным звонком согласным)

Футбол или теннис ?

Задание 7. Буквы потерялись.

А, Б, В, Г, Д, Е, Ж

Прикатили на еже !

З, И, К, Л, М, Н, О

Дружно вылезли в окно !

П, Р, С, Т, У, Ф, Х

Оседлали петуха !

Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я

Вот и все они, друзья! (Б. Заходер)

Сколько букв потерялось?

Назови и запиши потерянные буквы:

______________________________

Учащиеся любят разгадывать кроссворды. Их вниманию можно предложить тематические кроссворды. Например, вписать слово, в которых уже указаны гласные. Отгадать слова помогут картинки