Обучение преподаванию РКИ в «Школе учителя» при Государственном университете Ильи

 

Общее положение обучения русскому как второму иностранному языку в национальной школе Грузии оставляет желать лучшего. Учителя в основном обучают языковой системе, но не языку коммуникации, да и ныне действующие учебники большей частью ориентированы на чтение, а упражнения на все остальные речевые виды деятельности представлены скудно, а в иных учебниках и вовсе отсутствуют задания для развития говорения или письма. В этих условиях подготовить учителя-практика, который сумеет своими ресурсами заполнить пробелы, правильно, поэтапно провести уроки РКИ, на мой взгляд, является одной из главных задач. Поэтому открытие годичного курса «Школы учителя» при Государственном университете Ильи (который готовит учителей разных школьных предметов, в том числе и русского как второго иностранного языка) является весьма своевременным шагом.

Согласно новому законодательству Грузии, лица, окончившие даже докторантуру филфака, не имеют права преподавать в школе, если не окончат годичного курса подготовки учителей. На мой взгляд, это правильно. Ведь, одно дело знать язык, совсем другое  уметь преподавать. В прошлом году были утверждены программы подготовки школьных учителей 10 университетов. Потоком желающих преподавать русский язык нельзя похвастаться, но в отличие от многих вузов, в нашем университете открылась маленькая группа (5 человек) для учителей русского языка.

В «Школе учителя» будущие преподаватели проходят такие необходимые курсы, как психология, педагогика, менеджмент учебного процесса и другие курсы, но, конечно, основной акцент делается на преподавание методики обучения конкретному предмету. У нас преподают высококвалифицированные кадры, но помимо этого, огромным преимуществом «Школы учителя», по сравнению с существующими тренингами, является то, что будущие учителя параллельно с основными курсами проходят практику в школе. Почти во всех курсах учтена встроенная практика, которая подразумевает наблюдение за уроками в школах и проведение урока вместе с учителем, а в конце курса будущие учителя полностью переключаются на практику и должны провести несколько уроков самостоятельно.

Что касается курсов по подготовке преподавателей русского как второго иностранного языка, здесь предлагаются курсы обучения преподаванию всех видов речевой деятельности, а также средствам реализации речевого общения — грамматике, лексике, произношению. Вести все эти курсы мне позволяет опыт преподавания русского языка в школе, в вузе, а также в группах иностранцев (иной раз в таких группах собирается аудитория, в которой нет единого опорного языка). Также я являюсь руководителем группы авторов школьных учебников X и XI классов (2006-2007гг.), утвержденных Министерством образования Грузии, соавтором дополнительного учебного ресурса «Поём и учим русский язык», автором статей, тренинг-модуля по чтению, я провела немало тренингов для учителей русского языка в грузинской школе.

Наша задача – научить будущих учителей методически правильно строить уроки. Чтобы учителя обучали не только «сильных» учеников, а умели вовлечь в учебный процесс весь класс. Приходится разрушать такие иллюзии преподавания иностранному языку, как то, что– ответы на вопросы по текстам чтения или пересказ заученного текста не является говорением, объяснять, что при том малом количестве, отведенных на обучение второму иностранному языку (2 урока в неделю), нецелесообразно тратить время на обучение системной грамматике и на заучивание таких терминов, как глагол, имя существительное, родительный падеж множественного числа и т.п. Надо объяснять, что значит функциональное обучение грамматике, какие из заданий являются действительно продуктивными для развития речевых навыков и умений. Вместе с будущими учителями мы пошагово готовим упражнения и задания для проведения уроков по всем видам речевой деятельности, широко используя игровые и мотивирующие задания, в аудитории проводим мини-уроки и др.

На данном этапе Министерство образования даёт возможность пройти эти курсы (бесплатные для граждан Грузии) и практикующим школьным учителям. Все, кто успешно завершит курс, включаются в схему учителя и смогут начать работу в школе на позиции старшего учителя.

В заключение хочу сказать, что все существующие проблемы, связанные с преподаванием в школе, в том числе и русского как второго иностранного языка, преодолимы. Для этого от будущих или практикующих учителей и от нас требуется лишь любить свое дело и идти в ногу со временем, и мне очень приятно, что в этом отношении Государственный университет Ильи занимает передовую позицию.

Ознакомиться с более детальной информацией о «Школе учителя» при Государственном университете Ильи вы можете по адресу:

http://iliauni.edu.ge/ge/iliauni/AcademicDepartments/mecnierebata-da-xelovnebis-fakulteti-269/centrebi-588/ganatlebis-skola

 

И.Лордкипанидзе

кандидат филологических наук, ассоциированный профессор,

Государственный университет Ильи,

Тбилиси, Грузия

http://russianlanguageingeorgia.ge/2017/12/28/обучение-преподаванию-рки-в-школе-уч/

Поделиться в Facebook
Поделиться в Twitter
Please reload