РУССКИЙ ЯЗЫК В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

Вдовина Н.В., председатель Казахстанской ассоциации учителей школ с русским языком  обучения

Никитина С.А., профессор Казахского национального педагогического университета им. Абая

 

Ключевые слова: русский язык, обучение,  степень владения языком, мотивация.

Резюме: В статье говорится о положении русского языка в образовательной системе. Дается характеристика различных групп, изучающих русский язык; анализируется мотивация каждой группы к изучению русского языка.

Статус русского языка в Республике Казахстан достаточно высок и законодательно закреплен. В статье 7 Конституции РК, а также в статье 5 Закона РК «О языках в Республике Казахстан» отмечается следующее: «В государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык»[1].

Успешно реализуемый в настоящее время проект «Триединство языков» (казахский, русский, английский) включает русский язык в качестве необходимого «участника» образовательного процесса.

В казахстанском информационно-культурном пространстве русский язык обладает высокой степенью престижности, обеспечивая всестороннюю коммуникацию во всех важных сферах жизни общества, успешно выполняя «неофициальную» функцию языка межнационального общения. По данным последней переписи населения 95% жителей Казахстана владеет в той или иной степени русским языком. Все электронные СМИ обязаны придерживаться принципа равенства языков и выделять в своём вещании время для передач на обоих языках. Высокая социальная значимость владения русским языком и гибкая языковая политика определяют интерес и в целом позитивное отношение к его изучению в Республике. Однако, изучающие русский язык в Казахстане не являются однородной по своему составу средой. Разграничение по принципу языка обучения (например, русский/казахский) или оценке русского языка как родного/неродного не исчерпывает всего многообразия, определяющего данный контингент. Здесь можно говорить о наличии различных категорий населения, в основе деления на которые, лежат разнохарактерные параметры: национальность, гражданство, язык обучения, регион Казахстана, обучение в селе/городе, форма обучения (обучение в школе, вузе, посещение языковых курсов, индивидуальные уроки) и т.д.На наш взгляд, представители этих категорий по-разному и мотивирует изучение русского языка. Возьмём, для примера, критерий – национальность. Так, в настоящее время основной контингент, изучающих русский язык, распределяется следующим образом:русские;казахи, родившиеся и проживающие в Казахстане;представители других некоренных национальностей; оралманы (казахи, вернувшиеся на историческую родину);иностранные граждане (имеются в виду граждане стран так называемого «дальнего зарубежья», изучающие русский язык как иностранный).Предлагаем краткую характеристику каждой из указанных групп.Для первой группы русский язык является родным (семейным языком). Он неразрывно связан с этническим самосознанием. Представителями данной группы русский язык выбирается в подавляющем большинстве случаев также в качестве языка обучения. Таким образом, с русским языком связана вся/основная интеллектуальная и духовная деятельность обучаемого.Представители второй группы в свою очередь могут быть поделены на две подгруппы в зависимости от того, какой язык они выбирают в качестве языка обучения: русский или казахский. Общим для них является мотивация изучения русского языка как языка межнационального общения, а также языка, обеспечивающего широкий спектр познавательных и коммуникативных потребностей обучаемого.Для казахов, обучающихся на русском языке, данный язык становится также языком их мыслительной деятельности, что сближает их с представителями первой группы.3. Для представителей третьей группы русский язык является прежде всего языком межнационального общения. Причём, зачастую для обучающихся на русском языке, он выполняет функции родного языка (особенно в тех случаях, когда уровень владения родным языком не является достаточно высоким).4. Четвёртая группа отличается, на наш взгляд, пониженной мотивацией к изучению языка. Несмотря на то, что представители этой группы обучаются русскому языку как в школах, так и вузах в составе общих казахских групп, нередко они оценивают знание русского языка как вынужденную меру, необходимую лишь для более или менее успешной адаптации к новым условиям.5. Представители пятой группы рассматривают русский язык, прежде всего, как средство коммуникации, как повседневной, бытовой, так и деловой, профессиональной. Как видим, при изучении русского языка на территории Казахстана могут ставиться разные цели. По-разному оценивается представителями данных групп и оптимальный уровень владения русским языком. По-видимому, разные потребности изучающих русский язык должны быть учтены в ходе обучения.В настоящее время с каждой из указанных групп связан целый комплекс методических проблем.В первую очередь следует отметить, что на практике, как правило, наблюдается совместное обучение русскому языку представителей разных групп, с разной мотивацией изучения русского языка. Учащиеся занимаются по общей программе, по одному учебнику и т.п., что не позволяет в полной мере учитывать особенности и интересы каждой категории. В Казахстане по данным Министерства образования и науки функционируют 7465 общеобразовательных школ. Из них с казахским языком обучения – 3830, с русским – 1460, с таджикским – 2, с узбекским – 58, с уйгурским – 14, со смешанными языками обучения – 2101.В этой связи обращает на себя особое внимание казахстанская школа с русским языком обучения. В силу смешанного этнического состава обучающихся эти школы лишены национального, собственно русского, колорита. Школа с русским языком обучения не только не относится к категории национальных учебных заведений, она в принципе вненациональна. Напротив, школы с казахским языком обучения, а также национальные школы (уйгурские, узбекские, таджикские) нацелены на формирование не только личности гражданина РК, но и, что немаловажно, носителя соответствующей национальной культуры.Получается, что сегодня в школах с русским языком обучения учебный процесс ориентирован на коммуникативную функцию русского языка – функцию языка межнационального общения, тогда как его этническая (этнообразующая) функция уходит на второй план.Методически неразработанными до сих пор остаются проблемы обучения русскому языку оралманов и иностранцев, проживающих в Казахстане. Если в ходе обучения русскому языку оралманов особенно важным является повышение мотивации изучения языка, то работа с иностранцами требует тщательной разработки учебного материала, соответствующего местным условиям, отражающего актуальные реалии казахстанской действительности.Объективные различия в контингенте изучающих русский язык должны быть также учтены в ходе подготовки учителей русского языка и литературы в педагогических вузах. Важно не только развивать профессиональную компетенцию будущих учителей, но и знакомить их с существующими «вариантами» мотивации изучения русского языка, побуждать к творческому решению существующих методических проблем.

 

 

 

[1] Закон РК «О языках в Республике Казахстан». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z970000151_

Поделиться в Facebook
Поделиться в Twitter
Please reload