Знакомимся с культурой Азербайджана

 

Г.И. Гулизаде,

канд. пед. наук НОЦ Университет «Тафаккюр»

 

 

В последние годы наметилась тенденция строить обучение РКИ с учетом культуроведческого подхода, при котором язык рассматривается не только как способ выражения мысли, но и как источник получения информации о культуре как родного, так и носителей изучаемого языка.

В условиях обновления общественно-политической жизни нашей страны углубляется интерес к познанию культурного наследия азербайджанского народа.

Как отметил общенациональный лидер азербайджанского народа Г.А.Алиев: «Азербайджан – одна из редких стран, являющаяся колыбелью человечества: у азербайджанцев своё предназначение, свой путь развития – азербайджанский» [1,3].

Целью статьи является обоснование азербайджановедческого направления преподавания русского языка как иностранного (РКИ) и изложение структуры построения национально ориентированного учебного пособия по русскому языку для студентов, получивших среднее образование на азербайджанском языке.

Азербайджановедческая направленность процесса преподавания РКИ рассматривается в качестве составной части обучения и воспитания личности и гражданина, который «должен использовать полученные знания как в профессиональной деятельности, так и ситуациях общения с русскоязычными представителями других народов, гостями Азербайджанской республики» [3,65].

Каким же должен быть национально ориентированный учебник, предназначенный для практического освоения русского языка? «Учебник должен в максимальной степени облегчать для обучаемых сам процесс овладения русским языком, стимулировать их интерес к культуре и истории Азербайджана» [4,3].

Примером такого национально ориентированного материала на  русском языке может служить пособие «Знакомимся с культурой Азербайджана» [2].

Основными принципами построения данного пособия являлись:

  1. Коммуникативно-деятельный подход к обучению;

  2. Тематико-ситуативный принцип организации учебного материала;

  3. Принцип взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности;

  4. Принцип ориентации на лингвокультурное взаимодействие и т.д.;

В качестве источников для накопления национально-культурной

информации об Азербайджане служили: а) тексты научной и художественной литературы, в которых аккумулируются реалии азербайджанской действительности; б) произведения устного народного творчества, ФЕ, афоризмы, пословицы, поговорки, загадки, в которых нашли отражение национальные реалии; в) периодическая печать, как мобильное средство информации; г) художественные, документальные, научно-популярные, анимационные фильмы; архитектурные памятники, музеи, парки, сады, скверы, которые являются источником наглядного отображения азербайджанской действительности.

Предлагаемая модель работы из вышеуказанного пособия «Создатель восточного симфонизма» связана с творчеством Фикрета Амирова и является образцом реализации культуроведческого аспекта при обучении РКИ.

 

Слова и словосочетания

Увлечение – maraq, meyl; в качестве – qismində; представил – təqdim etdi; одноактная – birpərdəli; возрождение – dirçəliş; уста – dil (dildən-dilə); замечательный – gözəl, fövqəladə.

Задание №1. Подберите синонимы.

1. талантливый; 2. яркий; 3. известный; 4. увлечение; 5. слава.

а) популярный; б) желание; в) успех; г) одаренный; д) интересный.

Задание №2. Подберите антонимы.

1. яркий; 2. любовь; 3. тонкий; 4. тяжелый; 5. красивый.

а) страшный; б) легкий; в) толстый; г) ненависть; д) тусклый.

Задание №3. Согласуйте прилагательные с существительными, данными в скобках.

Народный (артист, музыка, творчество, песни).

Государственный (флаг, консерватория, учреждение, границы).

Прекрасный (голос, мелодия, пение, артисты).

Музыкальный (школа, инструмент, училище, дети).

Задание №4. Составьте словосочетания.

Оказать (что?) – помощь; сочинить (что?) – опера; возобновить (что?) – учеба; обнаружить (что?) – талант; создать (что?) – произведение; продолжить (что?) – песня; изучать (что?) – творчество.

Задание №5. Прослушайте (прочитайте) текст «Создатель восточного симфонизма».

Впервые пишу о человеке, поставив перед собой его фотографию. Нет, не потому, что забыла его черты, а просто надеюсь на виртуальную связь, чтобы получить ответы на некоторые вопросы. Речь идет о Герое Социалистического труда, депутате Верховного Совета СССР, Лауреате Государственных премий СССР и Азербайджана, член – корреспонденте Академии наук республики, композиторе Фикрете Джамиль оглу Амирове, которому в 2012 году исполнилось 90 лет.

Он родом из знатной музыкальной карабахской семьи.

Его отец – Мешади Джамиль Амиров, был известным на Кавказе ханенде и таристом. Он был в дружеских отношениях с великим Узеиром Гаджибековым, даже выступал в его музыкальных комедиях, дружил с Бюль Бюлем. Мешади Джамиль был лучшим учеником Мирза Садыха, которого называли «Отцом тара», брал уроки у известного музыканта Мир Мовсума, Навваба Гарабаглы. В 1923 году Мешади Джамиль организовал в Гяндже первую музыкальную школу, позже ставшую музыкальным техникумом. Вот здесь Фикрет Амиров и получил свое первое музыкальное образование.

 Имя Фикрета Амирова – одного из замечательных азербайджанских композиторов – известно не только в Азербайджане, но и во многих странах мира. Ф.Амиров – большой мастер азербайджанского музыкального искусства и знаток народной музыки.

Сын известного тариста и певца Мешади Джамиля Амирова – Фикрет Амиров родился 22 ноября 1922 года в городе Гянджа. В 1938 г. Ф. Амиров поступил в Бакинское музыкальное училище, а затем продолжил учебу в Азербайджанской государственной консерватории. В студенческие годы Ф.Амиров с большим увлечением изучал азербайджанскую народную музыку, творчество У.Гаджибекова, русских композиторов.

Наиболее яркими сочинениями являются симфонические мугамы «Шур», «Кюр-Овшары», опера «Севиль», которые принесли ему мировую славу. Опера «Севиль», посвященная возрождению женщины-азербайджанки, является талантливым сочинением. Новой вершиной в творчестве Амирова стал балет «Тысяча и одна ночь» (1979) – волшебство арабских сказок.

«Я всегда мечтал и мечтаю  о том, чтобы азербайджанская музыка звучала во всех уголках земного шара… Ведь по музыке народа, судят о нем самом. И если хотя бы частично сумел осуществить свою мечту, мечту всей моей жизни, то я счастлив…» – писал Ф.Амиров.

Конечно же вы осуществили свою мечту сполна, потому что балет «Тысяча одна ночь» ставилась на сценах 25-ти стран мира, потому что Вашим именем названа улица, потому что перед домом, где Вы жили, стоит Ваш памятник, а еще потому, что Ваши песни всегда на устах…

Скончался Фикрет Амиров в 1984 году.

Задание 5. Закончите предложения, пользуясь информацией текста.

1.  …одного из азербайджанских композиторов…

2. Ф.Амиров…

3. … Фикрет Амиров…

4. …, а затем продолжил… .

5. Наиболее яркими сочинениями … .

6. Опера «Севиль»… .

7. … «Тысяча и одна ночь»…

8. «Я всегда мечтал о том,… .

9. … потому что Вашим именем… .

Задание 6. Переведите текст на русский язык.

Tanınmış tarzən və xanandə Meşədi Cəmil Əmirovun oğlu Fikrət Əmirov noyabrın 22-də 1922-ci ildə Gəncə şəhərundə anadan olub.

Задание 7. Ответьте на вопросы по тексту.

1. Кто такой Ф.Амиров? 2. Когда и где он родился? 3. Где учился композитор? 4. Что он изучал? 5. О ком опера «Севиль»? 6. Кому Ф.Амиров посвятил эту оперу? 7. О чем балет «Тысяча и одна ночь»? 8. О чем мечтал Ф.Амиров? 9. Сбылась ли мечта композитора? 10. Что названо его именем? 11. Когда скончался Ф.Амиров?

Задание 8. Расскажите текст «Фикрет Амиров».

Задание 9. Прослушайте (прочитайте) текст «Джамиль Амиров».

«Я родился не в совсем обычной семье», – так начал беседу внук и сын великих музыкантов Джамиля и Фикрета Амировых, джазмен Джамиль Амиров. «С первых дней жизни меня, помимо родительской любви, окружала Музыка! Музыка была неотъемлемой частью нашей семьи. Мама была врачом. Но ради отца она бросила карьеру. И всю себя, всю свою жизнь посвятила ему. Кстати, именно маме он посвятил балет «Тысяча и одна ночь». Первая азербайджанская лирико-психологическая опера «Севиль» посвящена моей сестре, которую тоже зовут Севиль.

В творчестве отец был очень искренен. «Он убедил меня в том, что без классического музыкального образования нельзя быть хорошим музыкантом. Шесть лет учебы в консерватории дали мне тот багаж знаний, которые и сегодня мне продолжают помогать».

Задание 10. Рассмотрите репродукцию картины Т.Салахова «Композитор Ф.Амиров». Опишите ее содержание.

Задание 11. Прослушайте симфонический мугам Ф.Амирова «Кюрд овшары».

Задание 12. Объедините информацию трех текстов и расскажите о династии Амировых.

Особую роль азербайджановедческого материала мы видим в том, что студенты, обучающиеся РКИ вникают через русский язык в знакомые сюжеты, что облегчает употребление иностранной лексики, ведь всегда проще говорить о том, что тебе близко и понятно.

 

 

Литература.

1. Алиев Г.А. Доклад на I съезде азербайджанцев мира. Баку, 9 ноября, 2001.

2. Гулизаде Г. Знакомимся с культурой Азербайджана. Учебное пособие, 2013.

3. Канн.М.Н. Лингводидактические основы построения курса «Краеведение и его место в системе подготовки учителей русского языка». Ж. Русский язык и литература в Азербайджане. Баку, №3.

4. Мирзоев С.С. Теория школьного учебника русского языка для нерусской аудитории. Афотореф. докт. диссерт. Баку, 1996.

 

(продолжение следует)

 

Поделиться в Facebook
Поделиться в Twitter
Please reload