Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках русского языка в начальной школе


Д.Б.Джавадова

кандидат педагогических наук, доцент

Бакинского славянского университета

П.Г.Байрамова

магистрант II курса педагогического факультета отделения

начального образования Бакинского славянского университета

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — совокупность методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации. ИКТ включают различные программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе компьютерной техники, а также современные средства и системы информационного обмена, обеспечивающие сбор, накопление, хранение, продуцирование и передачу информации.

Термин «информационные технологии» намного шире и включает в себя «компьютерные технологии» в качестве составляющей. При этом, информационные технологии, основанные на использование современных компьютерных и сетевых средств, образуют термин «современные информационные технологии». Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу.

Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение учащихся. Сегодня начальная школа должна стать первым опытом ученика в образовательной системе – местом пробы своих образовательных сил. На этом этапе важно развить активность, самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения младшего школьника в образовательный мир, поддержать его здоровье и эмоциональное благополучие.

Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Именно в начальных классах очень важна роль ИКТ в формировании операционного стиля мышления, который рассматривается здесь в виде совокупности таких фундаментальных навыков и умений, как планирование структуры действий, поиск информации, структурирование общения, построение информационных моделей, развитие деятельности. Большое значение имеет воспитание позитивного восприятия компьютера как помощника в учёбе, как инструмента творчества и самовыражения. Работа с ИКТ должна научить ученика практической работе с информацией на ПК. Освоив компьютер в начальной школе, они смогут затем использовать его как инструмент своей деятельности и в других классах, у них не вызовут затруднений предметные уроки с применением компьютера.

Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию учащихся. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ему разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а, ни в коем случае, не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИТК на уроках должно носит щадящий характер. Планируя урок в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.

С развитием технологий, методические разработки с использованием интерактивной доски приходят и в начальную школу, что вызывает не только интерес учеников к обучению, но и влияет на получение и усвоение знаний, преподаваемых в школе. Важно учитывать эти факторы в начальной школе, когда бывшему дошкольнику достаточно сложно самоорганизоваться на уроках, переступить порог от детского сада к школьной парте и усваивать огромное количество информации. В этом случае, использование интерактивных досок на уроках в начальной школе становится для педагога неотъемлемым помощником в борьбе за усидчивость, интерес к предмету и организации коллективной работы класса.

Рассмотрим три ключевых направления применения интерактивных досок в образовании:

1. Презентации, демонстрация и моделирование

2. Повышение активности учеников на уроке

3.Увеличение темпа урока.

- Как использовать соответствующее программное обеспечение и другие ресурсы вместе с интерактивной доской для улучшения понимания материала урока.

- Как использование интерактивной доски может увеличить активность учеников на уроке.

- Как использование интерактивной доски может улучшить планирование урока и увеличить его темп.

Этапы интерактивного урока при использовании современных методов преподавания:

1. Мотивация (возникновение проблемной ситуации, выдвижение гипотез, вопрос для изучения)

2. Исследовательская работа (коллективная, в малых группах, в парах )

3. Обмен информацией (ответы учеников, презентация ответов групп друг другу)

4. Обсуждение и организация информации (после каждого полученного ответа)

5. Обобщение и результат

6. Оценка

7. Творческое применение (задание домашней работы)

Процесс планировки интерактивного урока можно разделить на три этапа:

1. До урока;

2. Сам урок ведется с применением ИКТ (с использованием электронного учебника);

3. После урока.

До перехода к содержанию урока ставятся вопросы перед учениками о важности этой или другой темы, а также о целях и задачах, которые ставят перед учениками данные темы. Вопросы задаются в форме тест-игры подготовленной с помощью компьютерной программы (например, ток-шоу «Кто хочет стать миллионером»).

Во время ведения беседы с учениками по поводу уровня и типов вопросов необходимо обратить внимание на следующее:

- Знание: способность довести информацию в услышанном виде.

- Восприятие: воспроизведение любой мысли своими словами или каким-то другим способом

- Применение: выполнение задачи только что освоенным методом.

- Анализ: умение найти причины, результаты и другие компоненты какой-то сложной идеи.

- Синтез: воссоединение воедино несколько разных идей, воспроизведение нового варианта старой идеи.

Русский язык как один из основных предметов связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения. Вызвать у детей интерес к изучению русского языка достаточно проблематично, но возможно. Использование мультимедийного оборудования на уроках русского языка позволяет учителю сделать работу на уроке более интересной, насыщенной, эстетически оформленной. В начальных классах на уроках русского языка разработав мультимедийные презентации, с успехом можно использовать их на различных этапах урока: при объяснении нового материала, при закреплении и обобщении, для проведения словарной работы, при проверке уровня знаний и практических навыков учащихся, при написании сочинений, изложений и интегрированных уроков. Например: программа МS PowerPoint дает великолепную возможность создавать интерактивные таблицы. Иллюстрации, сопровождающие теоретический материал, концентрируют внимание каждого учащегося, способствуют более глубокому усвоению знаний и умений. Примеры, приведённые по каждой рассмотренной теме, дают возможность закрепить полученные знания.

В процессе работы с электронными таблицами учащиеся в игровой форме учатся работать с опорными схемами, узнают новый материал, закрепляют ранее изученный.

Практика показывает, что комплексное применение интерактивной доски позволило повысить качество знаний по русскому языку в начальной школе. У младших школьников значительно возросла интеллектуальная активность, вербальная память, избирательность внимания.

Так, на примере двух тем русского языка, хотим показать, как можно использовать ИКТ на практике.

В 3-ем классе при объяснении 87-го урока «Имя существительное» можно использовать следующие слайды:



















При объяснении в 3-ем классе 124-го урока «Употребление глаголов в прямом и переносном смысле» можно пользоваться следующими слайдами:





































Сегодня у любого преподавателя имеется в распоряжении многочисленные возможности применения в процессе обучения средств ИКТ — это информация из сети Интернет, электронные учебники, словари и справочники, презентации, программы, различные виды коммуникации и многое другое. Благодаря этому, актуализируется содержание обучения, происходит быстрый обмен информацией между участниками образовательного процесса. При этом учитель не только образовывает, развивает и воспитывает подрастающего поколения, но с внедрением новых технологий он получает мощный стимул для самообразования, профессионального роста и творческого развития.



Литература


1. Е. С. Полат «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» 4-е изд., М. : Академия, 2009

2. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — [Электронный ресурс]. М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009. http://methodological_terms.academic.ru/

3. Нуриева Бэла, Мустафа-задеНигяр «Русский язык 3 класс» - Баку

«Çaşıoğlu» 2012 г.

4.http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/99/4813/

5. http://rostov.ito.edu.ru/2013/section/207/97646/index.html

6. itomlya-shkola.narod.ru/DswMedia/ikt_nachshkola.doc