Учет когнитивного стиля нового поколения учащихся в формировании их лингвистической компетенции


Г.М. Лёвина,

доктор педагогических наук, профессор

Института иностранных языков

Московского городского педагогического университета (Москва, Россия)








Часть1. Учет когнитивного стиля нового поколения учащихся

в формировании их лингвистической компетенции



За прошедшие полтора десятка лет ситуация в жизненном укладе и, в частности, в образовании, изменилась коренным образом.

Выросло поколение Z. Что это такое?

Теорию Поколений создали американские ученые Нейл Хоув и Вильям Штраус в 1991 году. Согласно этой теории, каждые несколько десятков лет не только сменяется поколение, но меняются его ценности и ориентиры. В связи с компьютеризацией общества глобально изменились механизмы восприятия и переработки человеком информации. Особенно это стало заметно с 90-х гг. ХХ века, когда в школы стали приходить дети, выросшие у экрана компьютера, а за последние 15 лет – выросшие со смартфоном в руке.

Поэтому назовем только три последних выделенных учеными поколения:

Поколение Х (1964-1984 г.р.) Поколение Милениум или Y (1985-2000 г.р.) Поколение Z (c 2000 г.р.)

Для нас важно ориентироваться на поколение Z, поскольку именно они учатся сейчас в школах и приходят в вузы.

Каковы же характеристики этого поколения?

1. Поколение Z во многом является полной противоположностью всем предшествующим поколениям сразу. Его представители настолько тесно связаны с миром цифровых технологий, что некоторые исследователи называют их «мутантами». Они живут со смартфоном в руке и другой жизни себе не представляют. Если пропадает интернет – они просто не знают, чем себя занять. Телефон в руке уже стал дополнительным органом их существования.

В кафе или ресторане они не общаются, а смотрят в свои телефоны.

Дома они едят у компьютера, часто засыпают тоже у компьютера.

Они все стараются делать при помощи современных технологий, легко обходятся без живого общения, зато без мобильных устройств с выходом в Интернет не могут прожить ни минуты. Поколение Z также называют «цифровыми аборигенами». Принципиальное свойство нового поколения Z заключается в том, что у него в крови высокие технологии. С ними оно обращается на совсем ином уровне, чем даже представители поколения Y.

2. Представители поколения Z (уже принято называть их «зетами») сосредоточены на себе, отрешены от всего внешнего, что их напрямую не касается. «Зетов» называют индивидуалистами, считают инфантильными, не способными начать действовать, даже если это поможет удовлетворить их потребности.

3. Маркетинговые компании и СМИ объявили, что это поколение "экранозависимо", а концентрация внимания у них очень плохая. Если верить недавним исследованиям, то можно отметить, что у поколения Z продолжительность внимания сократилась до 8 секунд. Они не могут сосредоточиться ни на чем более длительное время. Однако правильнее было бы говорить, скорее, о "восьмисекундных фильтрах". Представители этого поколения выросли в мире, в котором возможности просто безграничны, а вот времени на все не хватает. Именно поэтому они адаптировались к необходимости очень быстро оценивать и просеивать огромные объемы информации. «Радар этого поколения настроен на поиск стоящего их времени. Для того чтобы завоевать их внимание и преодолеть фильтры, следует обеспечить переживания, приносящие немедленную пользу и являющиеся очень увлекательными.

4. «Зеты» с лёгкостью ищут информацию и думают, что с интернетом могут практически всё. Однако это сказывается на внимательности: скорость восприятия информации растёт, а концентрация внимания постоянно падает. Они имеют привычку скользить взглядом, а не запоминать. От этого часто страдает процесс обучения, т.е. новое поколение сознательно ограждает себя от избыточной информации и стремится осмыслить, осознать то, что доступно человеческим умственным возможностям. http://иосл.рф/books/soc_obrazovanie/Решетников О. Поколение Z

5. Представители этого поколения хотят получать всё и сразу. Они привыкли искать в интернете ту информацию, которая им не известна, они не против отдавать бешеные деньги за смартфоны, но в то же время считают практически постыдным платить за песни и фильмы, которые можно скачать бесплатно. Всю основную информацию люди Z получают из социальных сетей. Социальные сети? Конечно. Книги? Определённо, нет. Видеоигры? Наверняка. Спорт? Ни в коем случае. Скорость? Да. Терпение? Никак нет.

6. Они живут в постоянном страхе упустить что-нибудь важное. Их терзает даже мысль о том, что что-то новое и захватывающее прошло мимо. Социальные сети — их главный наркотик. Постоянно обновляющаяся лента с фотографиями в Instagram, молниеносные сообщения в мессенджерах, вездесущие Twitter и Tumblеr, видеоблогинг , а теперь еще появилась китайская сеть Тик Ток.

7. Сейчас мы в общих чертах обрисовали то, что представляет собой мир типичного представителя поколения Z — независимого, упрямого, прагматичного и всегда находящегося в движении. Не единожды за свою жизнь представители этого поколения видели, как огромное количество технологий и гаджетов устаревали, а им на смену приходили новые. Именно поэтому у них сформировался особый подход к процессу обучения: люди поколения Z окончательно стали «самопедагогами». Они не будут ждать, пока кто-то предложит им помощь, а просто зайдут на YouTube и посмотрят очередной обучающий ролик.

8. Чтобы понять «зетов», нужно разобраться в логике их поступков и мышления, особенностях мировосприятия. Вот несколько фактов о представителях поколения Z, которые могут помочь найти с ними общий язык и подобрать действенные методы обучения http://elenayavorskaya.coachguru.ru/kak-vospityvat-pokolenie-z-ekologichno-dlya-nix-i-dlya-nas/:

1. «Представителям поколения Z необходимы разъяснения и инструкции в работе

Эффективно работать «зеты» смогут только тогда, когда достигнут предельной ясности в последовательности действий, зонах ответственности, формате взаимодействия с другими

Требования и подсказки лучше составить в виде инструкции, поскольку поколение Z не привыкло долго слушать.

2. Зеты ждут индивидуальных задач и поручений

Упирая на уникальность, тем самым подчеркивая их отличия от других, вы сможете давать задания, которые «зеты» непременно выполнят.

3. Критиковать молодежь нет смысла, необходим конструктивный разбор удач и промахов

Поколение Z не обижается на критику. Вряд ли они даже каким-либо образом прореагируют на упреки в безответственности, халатности, нарушении моральных норм. Скорее, расценят напористую критику руководителя как знак того, что он не понимает их. Между тем, с их точки зрения, все их поступки логичны, последовательны и понятны.

4. За инфантилизмом скрывается четкая расстановка приоритетов

Все, что не совпадает с ценностями, внутренним миром и личными интересами «зетов», не вызывает в них никаких треволнений и желания проявить участие. Они глухи ко всему, что, на их взгляд, не полезно и не нужно, не имеет прикладного характера. Будучи погруженными в бесконечный поток информации, люди поколения Z научились жестко отметать то, что не нужно для жизни. Иначе можно утонуть. Поэтому общаться с «зетами» лучше всего предметно, по делу. Они сами смогут выявить и исправить недоработки.

5. «Зеты» обладают клиповым мышлением и живут в многозадачности

Поколение Z предпочитает потреблять и перерабатывать информацию короткими порциями. Им можно и нужно ставить одновременно несколько разных задач на короткий срок. Их гиперактивность и способность постоянно переключать внимание поможет справиться с работой.

Задачи для «зетов» должны быть простыми и лаконичными. Лучше, если их будет три-пять, причем разноплановых.

6. «Зеты» – поколение «лайков». Находите поводы их регулярно хвалить. Представители этого поколения привыкли с детства к поощрениям. Рекомендуйте руководителям искать поводы для похвалы. Хотя бы за старание и усердие».

Педагогам и учителям Теория поколений дает понимание целого ряда вопросов: например, какие новые предметы нужно вводить, как работать с молодежью определенного поколения, с их запросами и привычками воспринимать информацию, с пониманием акцентов — что им интересно, а что нет. Теория поколений помогает понять, какие когнитивные, визуальные, слуховые и поведенческие аспекты стоит затронуть в процессе обучения, подсказывает, как сделать, чтоб молодежь на это среагировала. Поколенческий подход также дает возможность прогнозировать, какие новые темы обучения появятся, какие акценты расставлять в будущем, куда двигаться и как развиваться.

Конечно, можно постоянно сетовать на то, что молодежь практически не читает, заставлять их читать серьезные литературные тексты, задавать писать множество тренировочных упражнений. Но такая позиция никак не способствует усвоению иностранных языков, особенно, если человек приступает к изучению языка с желанием на нем заговорить, а встречается с устаревшими методическими подходами и отсутствием выхода в реальные речевые ситуации.

Современные школьники и студенты изменились, соответственно, учебные пособия должны создаваться с учетом нового типа восприятия.

Несмотря на достаточное количество отрицательных черт современного технократического общества, исследователи отмечают, что склонность к чрезмерной визуализации вовсе не означает, что новое поколение учеников деградирует. Новый когнитивный тип отличается большей долей подвижности и активности. И если с одной стороны молодые люди могут выглядеть пассивными, вовлеченными только в гиперпространство своего телефона – на самом деле, они не созерцают пассивно: они активно творят, разрабатывая и обмениваясь собственными шутками в графическом виде, обрезая и монтируя видео, экспериментируя с аудиозаписями и пр.

При правильном применении и ориентации на потребление визуальной информации участники образовательного процесса способны сохранять заинтересованность в процессе обучения так же долго, как и при знакомстве с новой компьютерной игрой.

Эффективность обучения будет зависеть только от того, чтобы предоставить обучающий материал в таком электронном виде, который вызывает у студентов положительные ассоциации

Достаточно любопытные открытия в нейропсихологии также касаются и выносливости учащихся при взаимодействии с визуальной информацией, представленной в электронном виде Современные молодые люди могут проводить за компьютером до 12 часов без перерыва, при этом они не будут чувствовать ни малейшего напряжения ни от неподвижной позы, ни от постоянного восприятия и переработки визуальной информации. Если мы сравним характеристики процесса обучения и процесса игры на компьютере, мы увидим некоторые общие черты: необходимость сохранять сосредоточенность на долгое время, сидеть в одной позе, воспринимать и перерабатывать информацию, разрешать какие-либо поставленные задачи и проблемы. Тем не менее, оказавшись в контексте учебной деятельности, современные учащиеся склонны быстро терять сосредоточенность, скучать, проявлять все признаки крайней усталости уже на первом получасе занятия.

То есть современный когнитивный тип учеников не означает, что психические процессы мышления, восприятия и переработки информации деградируют – просто изменяется способ приобретения и усвоения информации и сам стиль мышления.

Что же следует делать?

На наш взгляд, следует изменить стилистику преподавания и насытить учебные занятия максимальным количеством интерактивных форм. Мобильные упражнения потребуют от учеников такой деятельности в сфере компьютерных технологий, к которой они уже привычны и воспринимают ее более позитивно, нежели традиционное обращение к учебнику.

Такая установка означает, что все учебники и пособия должны сегодня иметь цифровой вариант, причем в формате гипертекста, с озвучиванием, подвижными иллюстрациями и автопроверкой всех упражнений.

Работа, в принципе, огромная и начинать ее нужно немедленно

Подводя итоги, подчеркнем следующее.

1. Под влиянием новых технологий когнитивный стиль восприятия нового изменился коренным образом. Человечество в целом перешло на другой уровень работы с информацией. Со стороны педагогов неразумно этого не видеть, нам всем следует признать, что точка возврата пройдена и что этот факт следует учитывать в учебном процессе.

2. Однако следует также учитывать, что во многих районах Земли даже обычная грамотность все еще недоступна 100 процентам населения, не говоря уже о современных гаджетах, которые широко используются в мегаполисах, но еще не пришли в очень большое количество деревень. Поэтому прежние педагогические технологии и методики обучения еще довольно долго будут востребованы.

3. Тем не менее заботиться о переходе на новые формы образования совершенно необходимо. И хотя сейчас пишут очень много статей об этой необходимости, очень мало пока еще делается на практике. Трудность заключается в том, что для создания современных обучающих материалов по РКИ, которые отвечали бы потребностям поколения Z, необходимы усилия людей разных профессий: преподавателей и методистов, программистов, художников, дикторов, переводчиков с самых разных языков. Кто будет финансировать и координировать всю эту совместную работу – пока неизвестно. Наша же задача - писать сценарии новых электронных материалов, логически связанных между собой в целые образовательные блоки. Тогда в момент предоставления финансирования мы уже буде иметь готовые для последующей реализации логически связанные между собой учебные задания, которые сразу можно начинать программировать, озвучивать, переводить и иллюстрировать. То есть наша задача – задача русистов – остается прежней: создавать качественные образовательные материалы. А их воплощение в электронной форме мы вправе делегировать людям других специальностей.


Часть 2.

Использование новых технологий

для обучения школьн